В Каких Случаях Тсж Обязано Иметь Лицензию В 2022 Году

6. Положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» о приостановлении, возобновлении действия лицензии, а также об установлении оснований для аннулирования лицензии не применяются при осуществлении лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами.

5. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами, применяются положения Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.

1. Деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), предоставленной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия).

4. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует только на территории субъекта Российской Федерации, органом государственного жилищного надзора которого она предоставлена. Срок действия лицензии продлевается по истечении пяти лет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Лицензия не подлежит передаче третьим лицам.

7. Контроль за соблюдением органами государственного жилищного надзора требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае нарушения требований настоящего Кодекса и Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами должностные лица уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти выдают руководителю органа государственного жилищного надзора обязательные для исполнения предписания об устранении допущенных нарушений.

Но суду показалось мало просто исключить из реестра лицензий запись о том, что дом управляется незадачливой УК. Вместо этого суд прямо обязал орган ГЖН устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ТСЖ путем внесения изменения в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД, исключив из реестра спорный дом как дом, управляемый УК, и включить в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД спорный дом, деятельность по управлению которым осуществляется ТСН, в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.

  • либо в доме изменяется способ управления (с ТСЖ на УК), и тогда ТСЖ в течение пяти рабочих дней со дня принятия этого решения представляет в орган ГЖН сведения о прекращении управления домом, чего в данном случае, разумеется, не было;
  • либо договор управления домом с УК заключают не собственники, а сам ТСЖ, чего тоже не наблюдалось.

Арбитражный апелляционный суд, суд округа и Верховный Суд Российской Федерации отказались отменять решение арбитражного суда республики о включении в реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД сведений о конкретном доме, деятельность по управлению которым осуществляется ТСЖ (Определение ВС РФ от 26 августа 2022 г. № 306-ЭС19-14153, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29 мая 2022 г. № Ф06-45979/19 по делу № А65-26547/2022).

Изначально конфликт вокруг МКД разгорелся между ТСЖ (управляет домом «исторически») и управляющей компанией, которую выбрали на внеочередном общем собрании собственников помещений МКД. УК отправила в ГЖИ протокол этого собрания и попросила включить в дом в реестр лицензий в качестве «своего», что и было сделано.

  • во-первых, обжаловало в районном суде протокол этого внеочередного собрания (в дальнейшем он был признан недействительным);
  • а во-вторых, обратилось в арбитражный суд с заявлением о незаконности действий ГЖИ по включению в реестр лицензий на управление МКД сведений о многострадальном доме и об обязании ГЖИ внести изменения в реестр, исключив оттуда спорный дом.

В этом случае жилищная инспекция проводит внеплановую проверку. Ее срок также не может превышать 10 рабочих дней, но чаще всего этого срок продляется в связи с наличием сведений в реестре о данном доме в лицензии прежней управляющей организации (ведь она не подает заявление об исключении дома из ее лицензии в пятидневный срок, а ответственности за неподачу сведений – никакой).

Для того, чтобы многоквартирный дом попал в лицензию к управляющей организации она обязана подать заявление с необходимыми документами в жилищную инспекцию. К заявлению прикладывается следующая информация:
— адрес многоквартирного дома;
— основания заключения, прекращения или расторжения договора управления — реквизиты договора управления многоквартирным домом;
— данные о заявителе (ИНН, номер лицензии)
— данные о реорганизации лицензиата (если она была)
— копия протокола и решения общего собрания собственников о выборе способа управления
— копия договора управления, условия которого утверждены решением общего собрания
— копия акта приема-передачи технической документации и иных связанных с управлением таким домом документов, ключей МОП
— документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя на подачу заявления и документов
— ряд иных документов, используемых в отдельных случаях
— опись представляемых документов с указанием наименования и реквизитов каждого документа и количества листов, подписанная заявителем.

Целью государственной системы лицензирования была попытка создать цивилизованные правила игры для всех участников рынка. Для этого государство придумало такой механизм: управляющей организации дается лицензия, в которую включаются те дома, которыми она управляет. Вся эта информация размещается в открытом доступе и ее можно найти в сводном федеральном реестре лицензий на сайте ГИС ЖКХ в разделе «Проверить лицензию управляющей организации» (далее через ввод ИНН выпадает лицензия, а в ней указаны все дома, которыми управляет лицензиат). Кроме того, есть еще реестр лицензий субъекта Российской Федерации, который размещается на сайте региональной жилищной инспекции (п. 1 ст. 195 ЖК РФ).

В соответ. с п. 7 ст. 135 ЖК РФ, при создании в доме ТСЖ оно обязано в течение 5 рабочих дней со дня регистрации подать уведомление о начале осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом в порядке, который установлен Минстроем России. Однако проблема в том, что такого порядка нет, а Порядок № 938 определяет условия, последовательность и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации (т.е. касается лицензии управляющий организаций, а не ТСЖ).

Несмотря на то, что пп. «г» п. 3 Порядка № 938 признан недействительным решением Верховного суда РФ от 13.08.2022 № АКПИ19-474, жилищная инспекция его все равно использует, чтобы потянуть время (когда нужно) и пошантажировать игроков рынка (пустить нужных и не пустить неугодных). А кто не согласен, тот может идти в суд и терять 3 месяца на обжалование незаконных действий (а пока идут разбирательства – дом переголосуется в другую сторону).

В Каких Случаях Тсж Обязано Иметь Лицензию В 2022 Году

2) наличие у должностного лица (единоличного исполнительного органа юридического лица, руководителя юридического лица или его филиала либо индивидуального предпринимателя, осуществляющих управление многоквартирным домом, а в случае заключения договора о передаче полномочий единоличного исполнительного органа — единоличного исполнительного органа юридического лица или индивидуального предпринимателя, которым такие полномочия переданы) лицензиата, соискателя лицензии квалификационного аттестата;

Ответ: Лицензированию подлежит исключительно предпринимательская деятельность, осуществляемая на основании договора управления. Деятельность управляющих организаций, представляющих собой некоммерческие объединения граждан, осуществляющих деятельность по управлению соответствующими многоквартирными домами без заключения договоров управления, лицензированию не подлежит.

Ответ: Лицензия на осуществление деятельности по управлению многоквартирными домами действует в пределах только того субъекта РФ, уполномоченным органом исполнительной власти которого она выдавалась. Для управления многоквартирными домами, расположенными в других регионах, лицензиату предстоит получить лицензии в каждом отдельно взятом субъекте РФ.

1.1) отсутствие тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования соискателя лицензии или лицензиата с фирменным наименованием лицензиата, право которого на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами возникло ранее;

Ответ: Изменение адреса места нахождения является одним из оснований для переоформления лицензии. Для этого лицензиат подает в орган государственного жилищного надзора в установленном порядке заявление о переоформлении лицензии по форме, утвержденной административным регламентом. За осуществление деятельности без переоформления лицензии при наличии к тому оснований лицензиат и его должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности.

Как; УО пройти перелицензирование: готовимся к; проверке; ГИС ЖКХ

Вести подготовку к такой проверке вы можете вместе с экспертами и специалистами Ассоциации «Р1». Объединение предлагает помощь УО в подготовке к перелицензированию в 2022 году. Например, управляющие домами могут принять участие в очных и онлайн-конференциях, на которых эксперты будут обсуждать изменения в требованиях к работе по управлению домами и искать решения, как избежать нарушений.

В 2022 году УО впервые столкнутся с необходимостью продлить лицензии на управление домами. Готовиться к этому нужно уже сейчас, ведь орган ГЖН будет проверять в том числе заполнение ГИС ЖКХ и отсутствие неисполненных предписаний. Узнайте, кто должен начать подготовку, как избежать наказаний по ст. 13.19.2 КоАП РФ и как мы можем вам в этом помочь.

Решение о переполучении документа надзорный орган принимает на основании результатов проверки УО. Ведомство проверяет лицензиата:

  • на соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным п. п. 1–6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ – заполнение ГИС ЖКХ.
  • на отсутствие грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных пп. пп. «в–д» п. 4(1) ПП РФ № 1110;
  • на отсутствие неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований с истёкшим сроком выполнения на дату проведения проверки.

Начните подготовку к перелицензированию уже в декабре 2022 года: переложите трудоёмкую работу по заполнению системы на нас и при этом сэкономьте. В преддверии Нового года мы запускаем акцию «Чёрная пятница по-новогоднему: -10% на первый счёт до конца декабря».

Второй способ подготовиться к проверке органом ГЖН выполнения требований п. 6.1 ч. 1 ст. 193 ЖК РФ – заключить договор со сторонней компанией. УО передаст исполнителю большой объём работы, освободит время своему сотруднику для выполнения прямых задач по управлению и содержанию домов. Компания по договору загружает сведения в ГИС ЖКХ и отвечает за своевременное и полное выполнение такой работы.

Читайте также:  Смогут Ли Забрать Квартиру У Пенсионеров Иза Судебных Исков На Сына

Перелицензирование УО в 2022 году

2022 год для управляющих организаций (далее УО) принесет необходимость продлить свою лицензию на управление домами. Готовиться к этому стоит уже сейчас, ведь Государственная жилищная инспекция (далее ГЖИ) будет проверять выданные предписания и их исполнение, заполнение ГИС ЖКХ.

  • соответствие лицензионным требованиям, предусмотренным пунктами 1–6.1 части 1 статьи 193 Жилищного Кодекса РФ – заполнение ГИС ЖКХ.
  • отсутствие грубых нарушений лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «в–д» пункта 4(1) Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110;
  • отсутствие неисполненных предписаний об устранении грубых нарушений лицензионных требований с истёкшим сроком выполнения.

Для того чтобы получить новую лицензию к началу 2023 года, необходимо начать готовиться уже сейчас. Это связано с особенностями проверки, которую будет проводить ГЖИ после получения заявления на продление срока документа, и массовостью процесса. Согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 28 октября 2014 года № 1110, УО должна подать такое заявление в надзорный орган не ранее 60 рабочих дней и не позднее 45 рабочих дней до дня истечения срока действия лицензии.

Если орган ГЖИ при проверке деятельности компании найдёт нарушения, то он может не только отказать УО в продлении лицензии, но и привлечь её к административной ответственности по статье 13.19.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Избежать ответственности за нарушения требований к заполнению ГИС ЖКХ можно двумя способами: полностью и в срок внося весь необходимый объём информации в систему или передав эти обязанности компании на аутсорсинге.

Второй способ подготовиться к проверке органом ГЖИ – заключить договор с компанией на аутсорсинге. УО передаст специалистам основной объём работы, освободит время своему сотруднику для выполнения прямых задач по управлению и содержанию домов. Компания по договору загружает сведения в ГИС ЖКХ и отвечает за своевременное и полное выполнение такой работы.

Решили создать ТСЖ; надо ли получать лицензию

Согласно ч. 1.3. ст. 161 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется на основании лицензии на ее осуществление, за исключением случая осуществления такой деятельности товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.

Дополнительно укажу, что ч. 1 ст. 192 ЖК РФ также содержит положения, согласно которым деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В новой редакции ст. 20 ЖК РФ указано, что предмет муниципального жилищного контроля – соблюдение гражданами, юрлицами и ИП тех же обязательных требований, что проверяет госжилнадзор, но только в отношении муниципального жилищного фонда. Проводят такие проверки органы муниципального жилищного контроля в соответствии с положением, которое утверждает орган местного самоуправления. В городах федерального значения такое положение утверждают органы региональной власти. Таким образом, с 1 июня 2022 года в ЖК РФ будет закреплено, что муниципалитет может провести проверку только в отношении своего муниципального жилья. Иные обращения граждан должны обрабатывать органы, которые согласно положению и требованиям Правительства РФ проводят государственный жилищный надзор. Органы ГЖН в свою очередь не вправе проводить свои проверки в отношении муниципального жилья.

Согласно ст. 67 № 170-ФЗ, с 1 июля 2022 года мероприятия госжилнадзора и муниципального контроля проводятся согласно нормам Федерального закона от 31.07.2022 № 248-ФЗ. В силу ч. 7 ст. 67 № 170-ФЗ, в рамках таких действий не проводятся плановые проверки в отношении жилых помещений. Органы ГЖН следят за соблюдением обязательных требований региональными операторами в порядке, установленном Правительством РФ. Работу органов власти региона и местного самоуправления они проверяют в соответствии с положениями Федеральных законов от 06.10.1999 № 184-ФЗ и от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ч. ч. 15, 16 ст. 67 № 170-ФЗ). Органы надзора могут выдавать предписания об устранении выявленных нарушений даже в том случае, если такие нарушения были выявлены в ходе мониторинга безопасности – наблюдения за соблюдением обязательных требований (ч. 8 ст. 67 № 170-ФЗ). При проведении надзорных мероприятий органы ГЖН, муниципалитеты вправе использовать размещённую в ГИС ЖКХ информацию. Надзорные ведомства разрабатывают и утверждают индикаторы риска нарушения обязательных требований для проведения контрольных мероприятий в случаях, если им поступили обращения граждан и организаций о возможных нарушениях обязательных требований. Такие индикаторы нужны для определения необходимости проведения внеплановой проверки. Их применение в конкретной ситуации, по отдельному обращению помогает надзорным органам определить вероятность нарушения обязательных требований. Список типовых индикаторов должен утвердить Минстрой России.

Органы ГЖН в рамках госжилнадзора проверяют, как юридические лица, ИП и граждане соблюдают обязательные требования жилищного законодательства в отношении всего жилого фонда, кроме муниципального. Также они могут проверить работу общественных объединений, некоммерческих организаций, Советы МКД (ч. 19 ст. 20 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). Госжилнадзор проводится органами ГЖН по положению, утверждаемому региональной властью, и согласно общим требованиям, установленным Правительством РФ. Предметом государственного жилищного надзора являются проверки соблюдения требований: к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе к жилым помещениям в многоквартирных домах; к порядку перевода их в статус нежилых и наоборот, проведению перепланировки; к формированию фондов капремонта; к созданию и деятельности управляющих и обслуживающих организаций; к предоставлению коммунальных услуг в МКД; к перерасчёту платы при оказании жилищно-коммунальных услуг ненадлежащего качества; к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и изменению размера платы за это; к ограничению коммунальных услуг; по энергетической эффективности и оснащённости помещений многоквартирных домов приборами учёта; к порядку размещения РСО и управляющими домами информации в ГИС ЖКХ; к обеспечению доступности для инвалидов помещений в многоквартирных домах; к предоставлению жилых помещений по соцнайму. При этом при проведении госжилнадзора нельзя проверять соблюдение УО лицензионных требований к деятельности по управлению домами. Это входит в компетенцию государственного лицензионного контроля.

1 июля 2022 года вступит в силу Федеральный закон от 31.07.2022 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ». В этот же день начнёт действовать ещё один Федеральный закон в этой сфере – от 11.06.2022 № 170-ФЗ. Он вносит изменения в многочисленные нормативно-правовые акты, регулирующие работу контрольно-надзорных органов в различных сферах. В документе есть статьи, которые относятся к тем видам надзора, с которым сталкиваются в своей работе управляющие домами, в том числе в области защиты прав потребителей, пожарный надзор, санитарно-эпидемиологический, в сфере обращения с отходами и защиты персональных данных. Напрямую каждую УО коснутся нормы ст. 67 № 170-ФЗ. В ней приведена новая редакция ст. 20 ЖК РФ и другие изменения, которые корректируют работу трёх видов надзора: государственного жилищного, муниципального жилищного и лицензионного. В ст. ст. 137, 138 № 170-ФЗ приведены те положения, которые начнут действовать не 1 июля 2022 года, а в иные сроки. В том числе это коснётся изменений в статьях ЖК РФ по лицензионному контролю за деятельностью УО.

Не все положения № 170-ФЗ начнут действовать с 1 июля 2022 года: ряд из них отложены. Так, новая редакция ст. 196 ЖК РФ вступит в силу только 1 марта 2022 года (ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 136 № 170-ФЗ). Она получит новое название: «Региональный государственный лицензионный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами» вместо «Порядок организации и осуществления лицензионного контроля». В новой редакции прописан предмет такого вида контроля: «соблюдение лицензиатами лицензионных требований» (ч. 2 ст. 196 ЖК РФ – здесь и далее в ред. № 170-ФЗ). И уполномоченный орган вправе проверить в работе УО только выполнение лицензионных требований, предъявляемых к компании. Проводят такие мероприятия в соответствии с положением о лицензировании деятельности по управлению МКД, утверждённым Правительством РФ, и № 248-ФЗ (ч. ч. 1, 3 ст. 196 ЖК РФ). До 1 марта 2022 года, когда эти требования вступят в силу, лицензионный контроль за работой УО проводится в прежнем порядке, согласно нормам Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

Посмотрим, поменялось ли в 2022 году что-то в критериях обязательного аудита — характеристиках, которые должны быть у организации, чтобы аудит стал для нее неизбежным. РФ содержится оценка почти 4 тыс. ЖК, — сообщил он. — У 75% из них в местах общего пользования покрытие пола изготовлено из улучшенных материалов, у 72% улучшенными материалами покрыты стены. При этом всего у 9% ЖК есть элементы умного дома».

Одновременно с проведением общего собрания жильцам выдавали персональные договоры на охрану территории и предлагали их подписать. От подписания договора я отказался, на общем собрании голосовал против. Указанные приборы учета (измерительные трансформаторы) должны быть допущены в эксплуатацию, а также переданы застройщиком в эксплуатацию гарантирующему поставщику, в зоне деятельности которого расположен многоквартирный дом, до введения такого многоквартирного дома в эксплуатацию.

Выбор метода учета поступлений — по начислению или кассовый. Напомним, что ТСЖ на ОСН имеют право выбора метода для целей налогового учета, если соблюдаются условия ст. 273 НК РФ, а ТСЖ на УСН могут применять для тех же целей только кассовый метод. Причем в выборе метода для бухгалтерского учета (БУ) ТСЖ не ограничены.

На собрании необходимо принять устав товарищества. Затем документы нужно подать в Жилищную инспекцию для регистрации, а также оформить юридическое лицо.
Правление ТСЖ занимается текущими вопросами управления и эксплуатации дома. Все существенные вопросы, которые влияют на жизнь в доме, должны решаться на общем собрании собственников. Для принятия решений нужно набрать более 50% голосов.

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК.

Таким образом, во избежание спорных моментов с налоговиками, в УП необходимо прописать порядок определения целевых взносов, порядок отнесения взносов к целевым, а также применяемые варианты договорных отношений с собственниками, не являющимися членами ТСЖ.

  • Необходимая аналитика по счету 86. Организуя ее, следует учитывать:
    • виды обязательных взносов, утвержденные общим собранием собственников-участников;
    • наличие льготных категорий плательщиков взносов;
    • возможность обеспечить максимальную детализацию поступлений (в идеале — по каждому собственнику).
  • Выбор метода учета поступлений — по начислению или кассовый. Напомним, что ТСЖ на ОСН имеют право выбора метода для целей налогового учета, если соблюдаются условия ст. 273 НК РФ, а ТСЖ на УСН могут применять для тех же целей только кассовый метод. Причем в выборе метода для бухгалтерского учета (БУ) ТСЖ не ограничены. Заметим, что для БУ метод по начислению следует рассматривать как более предпочтительный, т. к. он позволяет оперативно отслеживать состояние расчетов с собственниками и своевременно урегулировать случаи недоимки и переплаты.
  • Порядок разграничения материальных затрат на относящиеся и не относящиеся к основной деятельности.
  • Порядок учета. Возможны 2 варианта — с применением счета 10 «Материалы» и без применения счета 10 — с отнесением расходов сразу на счет 20 (26). При этом если учет ведется без использования балансового счета 10, то материалы и инвентарь, закупленные, но не сразу израсходованные, следует учитывать на специальном забалансовом счете по стоимости приобретения.
  • по ЖК РФ ТСЖ обязано заключать договоры с собственниками подконтрольного имущества, даже если они не входят в состав ТСЖ, и, соответственно, собирать с них взносы на уставную деятельность;
  • размеры взносов устанавливаются общим собранием ТСЖ пропорционально доле каждого собственника в общем имуществе (п. 2 ст. 39 ЖК РФ);
  • направления расходования полученных сумм, а также лимиты таких расходов устанавливаются утвержденной ТСЖ сметой расходов.
Читайте также:  Правда Прибавит Пенсии 1 Апреля 2022 Инвалидом Детства Неработающим 3 Группа

В данном разделе необходимо коснуться порядка расчетов с предприятиями, оказывающими услуги коммунального снабжения. В случае работы через ТСЖ товарищество выполняет только сборно-распределительную функцию (собирая средства с жильцов и перечисляя их коммунальщикам). Т. е. никакого дохода у ТСЖ по данным транзакциям не возникает. Следовательно, поступающие от собственников суммы на оплату коммуналки можно приравнивать к целевым. Учет их тоже рекомендуется вести по счету 86, а расчеты с коммунальщиками отражать «транзитом» через счет 76.

В Каких Случаях Тсж Обязано Иметь Лицензию В 2022 Году

Однако 25.07.2022 года администрация Арсеньевского городского округа Приморского края направила в инспекцию информацию о том, что УК фактически прекратила деятельность по управлению спорным многоквартирным домом. При этом администрация в это время безуспешно проводила конкурсы по отбору управляющей организации для управления спорным МКД.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

С даты исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению таким многоквартирным домом, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 200 ЖК РФ.

УК осуществляла предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом №26 по ул. Победы в городе Арсеньеве Приморского края по результатам проведенного открытого конкурса по отбору управляющей организации и на основании договора управления от 31.05.2022.

Не помогло и обращение в Пятый арбитражный апелляционный суд, который согласился с выводами суда первой инстанции и отказал управляющей компании в удовлетворении апелляционной жалобы. Суд не принял во внимание ни письмо Минстроя России от 11.01.2022 №241-АТ/04, ни решение Верховного Суда РФ от 13.08.2022 №АКПИ19-474, на которые в том числе ссылалась УК в своей жалобе.

ВС разъяснил, должна ли УК продолжать обслуживать дом при исключении его из реестра лицензий

1. возникновения в соответствии с ч. 7 ст. 162 Кодекса обязательств по управлению таким домом у управляющей организации, выбранной общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме или отобранной по результатам проведенного органом местного самоуправления открытого конкурса;

С даты исключения сведений лицензиат не вправе осуществлять деятельность по управлению МКД, в том числе начислять и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги, выставлять платежные документы потребителям, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 200 ЖК. В соответствии с данным положением лицензиат обязан надлежащим образом исполнять обязанности по управлению МКД, оказанию услуг или выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в соответствии с требованиями законодательства до дня:

ООО УК «Дерсу» выиграло конкурс по отбору управляющей организации на управление многоквартирным домом, заключило соответствующий договор сроком на один год с возможностью его продления на тех же условиях и на тот же срок при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении его действия. По истечении года управляющая компания приняла решение исключить МКД из реестра лицензий. Домом она управляла до 1 июля 2022 г.

Антон Лебедев отметил, что в силу положений ч. 4 ст. 200 ЖК орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме для решения вопроса о выборе способа управления домом в течение 15 дней с момента получения уведомления от органа надзора о прекращении лицензии. «По всей видимости, этого сделано не было или способ управления так и не был выбран, – предположил адвокат. – К счастью, время, когда можно было принуждать делать то, что не хочется, уже прошло, и действия жилищной инспекции были признаны не соответствующими закону. Думаю, что сама ситуация была спровоцирована тем, что в данном регионе желающих заниматься управлением домов немного».

Таким образом, посчитал Верховный Суд, исходя из системного толкования приведенных норм, положения ч. 3 ст. 200 ЖК, предусматривающие в том числе обеспечение непрерывности осуществления деятельности по управлению и обслуживанию МКД, распространяются на лицензиатов, в отношении которых принято решение об исключении сведений о МКД из реестра лицензий субъекта РФ по основаниям, предусмотренным ч. 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5.4 ст. 198 ЖК, а также в случаях прекращения или аннулирования лицензии в соответствии со ст. 199 ЖК.

Кто подлежит лицензированию

Идея лицензирования сферы ЖКХ появилась в 2013 году, когда саморегулирование жилищной отрасли было признано неэффективным. Сама идея несколько не укладывается в общую политику государства, направленную на максимальный уход от государственного регулирования и переход к более современным методам регулирования, одним из которых как раз и является саморегулирование. Но именно ЖКХ стало той сферой, в которой власти решили вернуться «назад» – к лицензированию.

На данный момент тяжело предугадать последствия введения лицензирования в сфере ЖКХ. Ряд политических деятелей уверенно заявляют, что лицензирование будет инструментом «очистки рынка» от недобросовестных УК. Многие эксперты полагают, что лицензирование не принесёт пользы для жилищной сферы.

Всё ближе назначенный законодателем срок, до которого согласно ст. 7 Федерального закона от 21.07.2014 N255-ФЗ (далее – Закон 255-ФЗ) «юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами, обязаны получить лицензию на ее осуществление». И сроком таким установлена дата 01 мая 2022 года. Согласно той же ст.7 Закона 255-ФЗ «после 1 мая 2022 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается».

Сразу после высказывания идеи лицензирования ЖКХ начались жаркие дебаты на всех уровнях: вопрос обсуждали и органы власти – от муниципальных до федеральных, и надзорные инстанции, и СРО, и различные объединения предприятий жилищной сферы, и экспертные сообщества. Появилось огромное число как сторонников, так и противников идеи лицензирования. Сомнения в том, что в сфере ЖКХ будет лицензирование, выражались вплоть до дня принятия закона 255-ФЗ в третьем чтении, и даже до дня подписания его президентом.

Пункт 1 ст.192 ЖК РФ устанавливает: «деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее также — лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации (далее — лицензионная комиссия)».

Доходы от коммерческой деятельности направляются на счет 90. Сюда направляются средства, которые выручены товариществом за счет оказания дополнительных услуг (ремонтные и иные работы сверх обязательного обслуживания МКД). Разделение целевых и доходных поступлений позволяет выделить из доходов необлагаемые налогом средства.

ТСЖ — некоммерческая организация (хотя ведение коммерческой деятельности с целью получения доходов не запрещено, но тратить заработанное следует на основные цели товарищества). Так как в ней есть движение средств, то бухгалтерский и налоговый учет являются обязательными.

Бухгалтерская и налоговая отчетность ТСЖ в 2022 году включает ряд документов и форм и имеет свои особенности в связи с некоммерческим характером данной организации, выбранным налоговым режимом и функциями самого товарищества. Чтобы вовремя сдавать все отчетные формы, товариществу следует следить за сроками сдачи и актуальностью заполняемых форм.

  • предоставление коммунальных услуг, если товарищество приобретает их у ресурсоснабжающих организаций и реализует собственникам без наценки;
  • ремонт и содержание общего имущества, если услуги получены у компаний или ИП и реализованы собственникам по стоимости приобретения.
  • 86-1 — для проведения целевых взносов от собственников;
  • 86-2 — для фиксации субсидий на коммунальные услуги;
  • 86-3 — для проведения бюджетных дотаций;
  • 86-4 — для фиксирования скидок категориям членов, которые имеют льготы;
  • 86-5 — для отражения доходов от хозяйственной деятельности;
  • 86-6 — для других целевых поступлений.

Электронная доверенность — новый инструмент для документооборота, который продолжают разрабатывать для широкого применения. Как она будет работать, можно понять на примере сдачи отчетности в ФНС: сначала руководителю нужно подписать доверенность на сотрудника в налоговой, а когда ее примут, сотрудник сможет сдавать отчетность от лица компании.

  • С 1 июля 2022 года ФНС стала выдавать электронные подписи руководителям коммерческих организаций и ИП
  • После 1 июля 2022 года многие УЦ не могут выдавать электронные подписи любым лицам и организациям, поскольку не прошли аккредитацию по обновленным требованиям 63-ФЗ. На рынке осталось несколько десятков УЦ — Контур в их числе.
  • Если до 31 декабря 2022 года УЦ, аккредитованный по новым требованиям 63-ФЗ, выдал электронную подпись, то такая подпись продолжит действовать до 31 декабря 2022 года, если не закончится раньше. После этого ее нужно будет заменить по новым правилам (о них в следующих пунктах).
  • С 1 января 2022 года руководители организаций и ИП при смене или обновлении электронной подписи должны будут обращаться в ФНС и к ее доверенным лицам
  • До 1 января 2023 года сотрудники могут получать электронные подписи по прежним правилам в аккредитованных УЦ. Такие подписи будут работать весь свой срок, но не дольше, чем до 31 декабря 2022 года. Использовать их можно по-старинке — без электронной доверенности.
  • С 1 марта 2022 года сотрудники могут по своему желанию или по желанию своей информационной системы переходить на новые правила: использовать для подписания документов электронную подпись физического лица и электронную доверенность. Такую электронную подпись также можно получить в аккредитованных УЦ.
  • С 1 января 2023 года сотрудникам обязательно нужно перейти на работу по новым правилам: заменить свою подпись на подпись физлица и прикладывать к ней электронную доверенность.
Читайте также:  Выплаты Многодетным Семьям В 2022 Году В Краснодарском Крае

У ряда порталов и площадок свои требования к ЭП. Например, нужны специальные расширения (OIDы) для работы с электронными закупками, в системах СМЭВ, ГИИС ДМДК, Росреестра. При этом по закону расширения не требуются, и сейчас многие площадки от них отказываются.
Пока OIDы еще нужны, используйте ту же подпись, что и раньше. ЭП ФНС для них не подойдет. Следите за объяснениями налоговой и площадок.

Обратите внимание: вышеизложенные способы подходят только для руководителей коммерческих компаний, ИП и нотариусов. Должностные лица бюджетной сферы должны будут получать ЭП Федерального Казначейства. А первые лица банков и финансовых организаций — Центробанка. Сроки те же — после 1 января 2022 года.

По желанию электронную доверенность можно применять с 1 марта 2022 года, тогда же, когда можно переходить на подпись физлица. Но могут быть системы, которые введут обязательную электронную доверенность раньше. Например, ФНС уже в конце 2022 года предлагает своим пользователям использовать электронную доверенность, а значит нельзя исключать, что сделает ее обязательной раньше 1 января 2023 года.

Важно сформулировать ожидания и донести их до новой УК. Если представители не обещают мгновенных изменений, а их тарифный план средний по рынку, им вполне можно доверять: в ЖКХ накопительная система , серьезных изменений первые полгода ожидать не стоит, а работать в убыток никто не желает.

Если разговоры с УК не помогают, можно отправить жалобу в Роспотребнадзор или Госжилнадзор . Но бывает, что УК дешевле заплатить штраф , чем что-то менять. В такой ситуации лучше сразу расторгнуть договор и выбрать новую компанию . Если жажда справедливости не покидает, можно подать иск в суд.

Любая УК должна иметь лицензию, выданную Государственной жилищной инспекцией (Госжилнадзор) . Эта инспекция устраивает плановые проверки УК — «лицензионный контроль» — и внеплановые, по жалобам жильцов . При наличии серьезных нарушений может оштрафовать на сумму до 200 000 руб. или отозвать лицензию . Также за качеством работы УК следит Роспотребнадзор и может привлечь к административной ответственности.

  • налаживать связь с аварийно-диспетчерской службой;
  • следить за исправностью лифтов и мусоропроводов;
  • вносить предложения по капитальному ремонту;
  • убирать подъезды и придомовую территорию;
  • заключать договоры с ресурсниками;
  • травить насекомых и грызунов;
  • ремонтировать трубы;
  • заменять лампочки;
  • вывозить мусор.

Если в подъезде грязно, а клумбы пустуют без цветов, можно поворчать и пойти дальше. Или связаться с управляющей компанией и попробовать решить проблему. Чем занимается управляющая компания, как ее выбрать и почему этот термин — ошибка, рассказывает Mafin Media.

Может ли управляющая компания обслуживать дом, не включенный в ее лицензию

Суды, признавая законным предписание службы надзора, руководствуясь положениями ст. 4, 20, 154, 161, 162, 192, 196, 198, 200 Жилищного кодекса, ст. 12, 19 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Постановлением № 1110, Положением о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 3 апреля 2012 г. № 143-п, исходили из отсутствия у учреждения правовых оснований для начисления собственникам жилых помещений в многоквартирном доме платы за жилищно- коммунальные услуги и выставления платежных документов за период с ноября 2022 г. по февраль 2022 г. Они указывали, что, согласно данным реестра лицензий Красноярского края, спорные многоквартирные дома не включены в перечень многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет учреждение.

При этом суды посчитали, что факт реального управления учреждением многоквартирными домами не имеет правового значения ввиду отсутствия у заявителя права на осуществление указанной деятельности, в том числе заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями.

ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами на территории Красноярского края на основании лицензии от 16 августа 2022 г., выданной Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.

Верховный Суд также сослался на абз. 2 п. 35 Постановления Пленума ВС от 27 июня 2022 г. № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности»: если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (п. 1 ст. 162 ГК РФ).

Кроме того, Суд указал, что фактическое оказание учреждением услуг в соответствии с условиями договора управления и правильность исчисления за период с ноября 2022 г. по февраль 2022 г. размера оплаты услуг за содержание жилого помещения, в том числе за коммунальные услуги, используемые в целях надлежащего содержания общего имущества, и коммунальные услуги по электроснабжению, службой надзора под сомнение не ставились, в акте проверки и оспоренном предписании выводы по данным обстоятельствам отсутствуют.

В Каких Случаях Тсж Обязано Иметь Лицензию В 2022 Году

— сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола(ов) общего собрания собственников по вопросу выбора, изменения способа управления домом, принятия решения о заключении и (или) расторжении договора управления, в орган государственного жилищного надзора;

— сведения о размещении в ГИС ЖКХ электронного образа протокола открытого конкурса по отбору управляющей организации, в соответствии с которым организация определена победителем, либо копия протокола, в соответствии с которым управляющая организация определена единственным участником конкурса в случае если открытый конкурс признан несостоявшимся (в случае внесения изменений в реестр лицензий субъекта РФ в связи с заключением договора управления в результате проведения открытого конкурса в соответствии с частями 4 и 13 статьи 161 Жилищного кодекса РФ);

Несоответствие документов установленным требованиям может привести к отказу во внесении изменений в реестр лицензий, поэтому управляющим организациям, товариществам собственников жилья (ТСЖ, ТСН) и жилищным кооперативам (ЖСК, ЖК, ПК) важно знать, что изменилось.

3) сведения о размещении копии протокола общего собрания собственников помещений или членов ТСЖ либо жилищного кооператива, или правления ТСЖ либо жилищного кооператива о заключении договора управления многоквартирным домом в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений по этому вопросу в орган государственного жилищного надзора;

1) сведения о размещении копии протокола (-ов) общего собрания о выборе или изменении способа управления, об утверждении устава ТСЖ, об утверждении устава жилищного кооператива в ГИС ЖКХ или сведения о дате и способе передачи подлинников решений и протокола (-ов) общего собрания собственников помещений по этим вопросам в орган государственного жилищного надзора;

С 1 марта 2022 года упростят порядок получения лицензий

Лицензиаты смогут оформлять разрешения на осуществление только части работ или услуг, им позволят самостоятельно вносить изменения в реестр лицензий, а вместо плановых проверок организациям предстоит пройти обязательное подтверждение соответствия требованиям. Все эти изменения начнут действовать в следующем году.

Глава государства подписал Федеральный закон от 11.06.2022 № 170-ФЗ, который вносит множество поправок в порядок лицензирования отдельных видов деятельности. По новым нормам, которые вступят в силу с 01.03.2022, соискателям начнут выдавать лицензии только на часть работ и услуг по одному или нескольким местам осуществления деятельности, если они не отвечают всем требованиям. О том, где и какие лицензируемые работы и услуги планирует осуществлять организация, придется уточнять в заявлении о выдаче лицензии или в отдельной форме, если заявка уже подана. Вводится и новшество относительно приостановки лицензии. Поскольку появится разрешение на осуществление только части работ, то и приостановить его действие смогут в отношении всей деятельности, отдельных мест ее ведения, определенных работ или услуг.

До 28.02.2023 включительно лицензирующий орган по заявлению лицензиата или иного уполномоченного лица. После этой даты планируется автоматическое заполнение данных из действующих информационных систем. Если сведения в реестре не поменялись, лицензиату придется подать заявление на их уточнение.

Управляющая организация или ТСЖ – это юридические лица, которые осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями действующего законодательства. Состав информации, подлежащий раскрытию, прямо установлен в законе. Ни на одно из этих видов юридических лиц не может быть принудительно возложена обязанность отчитываться за каждую конкретную финансовую операцию, направленную на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Управляющая организация – это коммерческая организация, которая занимается бизнесом. А внутри ТСЖ вопросы контроля отнесены на ревизионную комиссию, работающую в рамках полномочий в соответствии со ст. 150 ЖК РФ и уставом.

Блок этой информации, подлежащий раскрытию, носит общеорганизационный характер (название управляющей организации, часы ее работы, лицензия, образцы документов, тарифы и пр.). Однако в случае изменения указанная информация подлежит раскрытию в течение 3 рабочих дней со дня изменения путем актуализации сведений.

В другом решении суд указал, что требования к ЖСК о выдаче договора, заключенного с адвокатом, документы по поводу строительства дополнительного жилого дома рядом с домом ЖК и платежных документов об оплате работ, и др. не относятся к документам финансовой деятельности кооператива, с которыми истец, как собственник жилого помещения, имеет право ознакомиться в соответствии с требованиями ст.143.1 ЖК РФ. Кроме того, суд делает вывод о том, что право на получение информации о деятельности товарищества не возлагает на ТСЖ обязанности по предоставлению собственнику копий документов (решение Мотовилихинского районного суда г. Перми от 05.06.2022 г. по делу № 2-1859/2022).

Требование о предоставлении информации должно быть выполнимо. Например, в одном из домов житель в суде требовал от ТСЖ раскрывать информацию на вывеске возле офиса ТСЖ. Поскольку офис у ТСЖ отсутствовал (по причине отсутствия денежных средств на его содержание), а судебное решение должно быть исполнимым, суд отказал истцу в удовлетворении его требований (решение Камышинского городского суда Волгоградского области от 03.12.2014 г. по делу № 2-2496/2014).

В случае управления многоквартирным домом ТСЖ, информация раскрывается только на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на сайте ГИС ЖКХ (п. 32 Порядка № 416).

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения