Группы Продленного Дня Закон Об Образовании

Группы Продленного Дня Закон Об Образовании

В соответствии с ними на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления общего образования, однако обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается, вводится только обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

Вопрос финансирования групп продленного дня решается в зависимости от того, каково содержание этой деятельности, и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации, принятой в пределах федерального государственного образовательного стандарта.

Теоретически право на бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения). В таком случае такая услуга может быть отдельной строкой включена в государственное (муниципальное) задание учреждению. В этой ситуации финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. При этом общий принцип распределения средств данной субсидии таков, что общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема государственного (муниципального) задания, т.е. в рамках распределения средств на выполнение задания учреждение может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания, независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии.

В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Данная образовательная деятельность может являться составной частью реализации образовательной программы, например, ведением предусмотренной программой индивидуальной работы с обучающимися. В случае, если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы.

Группа продленного дня в школе закон об образовании 2022

  • прогулок на свежем воздухе и спортивных игр. Прогулку рекомендуется сопровождать спортивными, подвижными играми и физическими упражнениями. Обучающиеся, отнесённые к специальной медицинской группе или перенёсшие острые заболевания, во время спортивных и подвижных игр выполняют упражнения, не связанные со значительной нагрузкой. Одежда обучающихся во время занятий на открытом воздухе должна предохранять их от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. В непогоду подвижные игры можно переносить в хорошо проветриваемые помещения;
  • внеклассных занятий различной воспитательной направленности;
  • самоподготовки обучающихся (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа по общеобразовательным программам). При выполнении обучающимися домашних заданий (самоподготовка) следует проводить «физкультурные минутки» длительностью 1-2 минуты. Обучающимся, закончившим выполнение домашних заданий раньше всей группы, предоставлять возможность приступить к занятиям по интересам (в игровой). При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели;
  • занятий в рамках внеурочной деятельности, а также с посещением организаций дополнительного образования, зрелищных мероприятий. Во время занятий в ГПД педагогическими работниками организуются консультации по учебным предметам для обучающихся с низкой учебной мотивацией и так же с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям.

8.1. Финансово-экономические условия предоставления услугу по присмотру и уходу за детьми в ГПД обеспечиваются в рамках услуги «Осуществление присмотра и ухода за обучающимися в группе продленного дня в учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования для всех категорий обучающихся».
8.2. Нагрузка педагогических работников определяется с учетом количества часов в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».
8.3. Контроль за деятельностью в ГПД осуществляет заместитель директора по УВР (ответственность определяется приказом директора образовательной организации).

3.1. Школа организует ГПД для обучающихся 1-4 классов при отсутствии медицинских противопоказаний для посещения ГПД. Группы могут быть: класс-группа, смешанные. При необходимости возможно комплектование разновозрастных групп.
3.2. Наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 25 человек.
3.3. Контингент ГПД формируется школой, следующим образом:

Все бюджетные средства, выделяемые школе, имеют образовательную целевую направленность. Поскольку задачи продленки направлены, прежде всего, на обеспечение безопасных условий для развития творческих и учебных навыков, они относятся в большей степени к воспитательной деятельности. Такие услуги расцениваются как дополнительные.

  • в 1-х классах – самоподготовки нет;
  • во 2-3-х классах – до 1,5 часов;
  • в 4-х классах — до 2 часов.
  • В настоящее время многие учащиеся, и в особенности их родители интересуются, будет ли платное образование в школе с 2022 года, а также закон принят или нет.
  • Существуют мнения о том, что оплата будет производиться только в классах средней ступени общего образования, а начальная школа останется бесплатной.
  • Бытуют и такие слухи, что с учеников всех классов будет взиматься плата.
  • Родители школьников в недоумении и хотят знать точно, закон о платном образовании в школе с 2022 года принят или нет, и к чему им готовиться в следующем учебном году.
  • Новости о формировании платного образовательного процесса в школах появились после того, как преподаватели затребовали поднятия заработной платы.
  • Теперь каждый преподаватель может планировать систему подачи информации детям по самостоятельно выбранной методике, устанавливать необходимое количество часов для занятия, что непосредственно отражается на доходе.
  • Читайте еще: Можно ли не возвращать работодателю деньги, потраченные на ваше обучение Также каждому педагогу необходимо повышать свою квалификацию на соответствующих курсах, что также повлияет на их заработной плате.
  • Те учителя, которые пройдут сертификацию, смогут рассчитывать на повышенный доход примерно на 20% по сравнению со своими соратниками, не освоившими курс повышения квалификации. По заявлению государственной власти, каждый год из бюджета страны будет осуществляться финансирование образовательной деятельности на улучшение функционирования и нужды учреждений общего образования.
  • Многие считают, что закон о коммерческом обучении в школах сможет объединить все образовательные учреждения в одно целое и ежегодно выпускать способных, эрудированных и талантливых детей для последующего обучения по специальности и осуществления трудовой деятельности в различных организациях.

Группа продлённого дня в начальной школе новый закон об образовании

В ГПД организованы следующие виды деятельности учащихся:
— спортивные игры;
— бумажная пластика, аппликация;
— работа с пластилином;
— посещение школьной, районной библиотеки и знакомство с творчеством и произведениями русских и зарубежных детских авторов;
— занятия по основам безопасности жизнедеятельности;
— изобразительное искусство;
— этические беседы, беседы об окружающем мире, бережном отношении к природе, уважительном отношении к окружающим людям;
— экскурсии, праздники, конкурсы;
— разработка проекта «Посади цветок на школьном участке»
Занятия по каждому из пунктов проводятся каждый день, учащиеся должны чувствовать себя свободно, раскованно. Дети не должны испытывать дефицита двигательной и умственной активности. Большое внимание в ГПД уделяется творчеству детей. Третий год я готовлю детей на районный конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами», «Неиссякаемый родник», районный конкурс рисунков «Мир глазами детей», «Я рисую дорожный знак», городской конкурс рисунков «Экология глазами детей».

Рабочее время группы не регулируется законом и устанавливается исходя из потребностей родителей и возможностей школы. GPA могут работать до 18:00, но чаще всего их продолжительность намного короче, потому что продолжительность пребывания напрямую связана со стоимостью вопроса. На вопрос о том, сколько будет стоить продление школы в 2022-2022 учебном году, может ответить только руководство школы, поскольку цена определяется следующими компонентами:

3.1. Школа организует ГПД для обучающихся 1-4 классов при отсутствии медицинских противопоказаний для посещения ГПД. Группы могут быть: класс-группа, смешанные. При необходимости возможно комплектование разновозрастных групп.
3.2. Наполняемость ГПД устанавливается в количестве не менее 25 человек.
3.3. Контингент ГПД формируется школой, следующим образом:

Яна, в соответствии с нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10 при организации продленного дня в общеобразовательном учреждении должно быть предусмотрено трехразовое питание обучающихся: завтрак — на второй или третьей перемене во время учебных занятий; обед — в период пребывания на продленном дне в 13-14 часов, полдник — в 16-17 часов. В режиме работы ГПД предусмотрен обед, организованный школой за деньги обучающихся. Поэтому в14.00 ребенку дают обед, а не второй завтрак. Другое дело, что обед состоит из чая. Обратитесь к директору образовательного учреждения и узнайте, почему дети не обеспечены питанием. Обед обязательно должен быть организован в каждой школе.

Стоимость продления в московских школах варьируется от 2000 до 8000 рублей в месяц, а в частных и элитных учебных заведениях эта цена может составлять от 15 000 рублей и выше. Естественно, качество детского отдыха здесь несколько иное, включая посещение кинотеатров, театров, музеев, выставочных центров, зоопарков, цирковых представлений и других развлечений, которые приносят удовольствие и полезны для развития детей.

Это достаточно сложная для разрешения ситуация, так как существует режим работы воспитателя, по окончании которого наступает его личное время, в которое он не должен работать. Что делать, если родители задерживаются? Необходимо связаться с воспитателем ГПД и сообщить, что за ребенком придут позже. Но родителю стоить учитывать, что воспитатель не должен ждать пока приедут родители учащегося в свое свободное время. Воспитатель ГПД работает по утверждённому графику и не обязан выполнять свои трудовые обязанности вне рамок этого графика (данная работа не оплачивается, следовательно, никто не может обязать воспитателя сверхурочно выполнять свои обязанности). Такая ситуация разрешима только при взаимопонимании всеми участниками образовательного процесса друг друга.

Если и папа, и мама работают, продленка в школе в 2022-2022 году станет настоящим спасением. После уроков ребенок будет находиться под присмотром педагогов и заниматься полезными делами – учить уроки, развиваться, заниматься творчеством, общаться со сверстниками и так далее. Форма современной продленки сильно отличается от той, в которую когда-то ходили родители, и в большей части зависит от школы.

Особое внимание в требованиях СанПиН 2.4.2.2821–10 уделяется организации физкультурно-оздоровительных мероприятий в ГПД. Такие мероприятия включают в себя прогулку не менее 2 часов, подвижные игры. Возможен даже общественно — полезный труд на пришкольной территории, если он предусмотрен образовательной программой. Для детей, посещающих группу продленного дня, в школе должны быть организованы занятия в кружках и секциях. Кружковая работа в группах продленного дня должна учитывать возрастные особенности обучающихся, обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями (п.10.29 СанПиН 2.4.2.2821–10).

Одним из самых обсуждаемых вопросов в начале учебного года стал вопрос о платной организации ухода и присмотра за детьми в школе. Закон «Об образовании в Российской Федерации» допускает плату за присмотр и уход за детьми, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Данный Закон также предусматривает категории граждан, с которых такая плата не взимается — это дети-сироты, дети-инвалиды, дети, оставшиеся без попечения родителей (ст.65 ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации»). Взимать плату на содержание имущества государственных и муниципальных образовательных организаций — незаконно. ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации» определяет объем государственного финансового обеспечения образовательных организаций (ст.8,9 ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации»). На субъекты Российской Федерации и муниципальные образования возлагаются обязанности по организации и финансовому обеспечению предоставления бесплатного, доступного образования в пределах государственных стандартов. Обязанностей по финансированию присмотра и ухода не устанавливается. Образовательная организация должна лишь создать условия для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных и муниципальных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Приемная семья выплаты в 2022 2022 году московская область

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее — СанПиН).

ГПД как услуга не является частью федерального государственного образовательного стандарта, поэтому не может финансироваться в рамках государственного (муниципального) задания, которое получено от Учредителя на реализацию ФГОС. Учредитель может принять решение (при наличии средств в бюджете) заказать такую услугу у образовательной организации, сделав её (ГПД) бесплатной для родителей!

Здравствуйте, Алеся!
Пребывание обучающихся в группе продленного дня, одновременно с образовательным процессом, может охватывать период времени пребывания обучающихся в общеобразовательной организации с 8.00 — 8.30 до 18:00 — 19.00 (СанПиН2.4.2.2821-10).
Время начала и окончания группы продленного дня определяет образовательная организация самостоятельно, указав режим работы в локальном акте образовательного учреждения.
С уважением, Сафиулина Н.Р.

Здравствуйте, Ирина!
Специальных доплат за то, что в группе присмотра и ухода находятся дети-инвалиды или дети с особенностями развития, не предусмотрено. В компетенции администрации учреждения устанавливать доплаты за работу в ГПД. Ознакомьтесь с положением о ГПД, которое действует в Вашей школе.
С уважением, Сафиулина Н.Р.

Процедура регистрации Прежде, чем начать процедуру регистрации, необходимо собрать большое количество документов, список которых установлен на основании Закона об образовании. Подавать их надо в региональное управление Министерства юстиции РФ по месту жительства, а все, что касается лицензии, прорабатывается с местным Управлением образования. Любому юридическому лицу для работы требуется устав. В случае с НОУ этот документ обязан соответствовать требованиям, предъявляемым статьей №13 Закона об образовании. Он должен включать в себя помимо полного названия организации, адреса и данных об учредителях такие сведения, как: подробная информация об образовательных программах; нормативы отчисления и приема; система оценок; правила работы с персоналом; язык, на котором ведутся уроки; график обучения; порядок предоставления платных услуг, система построения отношений между заведением, учениками и их родителями. В документе необходимо указать степень компетенции учредителей и тех лиц, которым они готовы делегировать часть своих полномочий, с приложением соответствующих актов и дипломов. В уставе изначально прописываются все возможные изменения, которым он может подвергнуться в дальнейшем. Кроме него, для регистрации придется собрать максимальное количество сведений о материально-технической базе учреждения. Предоставляется полный пакет документов, которые касаются имеющейся в распоряжении недвижимости. Это и договор аренды или собственности, и результаты проверки помещения на соответствие законодательно установленным санитарно-эпидемиологическим нормам, и гарантийное письмо владельца здания. К информации о программах необходимо приложить подробное описание всего оборудования, которое планируется к использованию во время учебного процесса. Оно должно пройти необходимое лицензирование и быть безопасным для здоровья. Перед регистрацией нужно собрать документы, свидетельствующие о НОУ как о юридическом лице. Их список и правила подачи регулируются законом №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996. Вот они: Выписка из ЕГРЮЛ; Полное наименование организации; Расчетный счет; Юридический и фактический адреса; Телефоны учреждения; Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе; Эскиз печати; Подробные данные об учредителях. Для граждан России это нотариально заверенные копии паспортов, а также контактные данные. Иностранцы должны предоставить апостилированные, т.е. официально зарегистрированные российскими государственными органами документы. Также, согласно требованиям, все официальные бумаги должны быть переведены на русский язык. Когда все документы собраны, можно подавать заявление на регистрацию НОУ. Прежде, чем обращаться в местное отделение Министерства юстиций, надо оплатить пошлину, а полученную квитанцию приложить к пакету документов. После того, как обращение получено, государственный орган назначает проверку всех данных, которая может занять до полутора месяцев. При отрицательном результате по желанию заявителя может быть назначена повторная ревизия. Все поданные в Министерство юстиций документы очень тщательно проверяются, и в последнее время количество отказов в регистрации негосударственного образовательного учреждения значительно выросло. Особенно скрупулезно исследуются сведения об учредителях и результаты инспекции учебных помещений. Процедура лицензирования Еще одна официальная бумага, которую надо получить прежде, чем начать работу, – это лицензия. Она нужна для предоставления почти всех видов образовательных услуг, кроме репетиторства и проведения лекций и семинаров, не подразумевающих выдачи итоговых дипломов государственного образца. Для получения лицензии требуется почти тот же набор документов, что и для регистрации НОУ: копия устава; выписка из ЕГРЮЛ; паспорта учредителей; итоги ревизии здания и материально-технической базы; квитанция об уплате государственной пошлины. Все они вместе со свидетельством о госрегистрации прилагаются к заявлению, которое подается в региональное отделение Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Этот орган назначает специальную комиссию, которая в течение 60 дней должна провести проверки документов, здания, техники, педагогического и административного состава, образовательных программ и дать итоговый ответ. Работа без данного разрешения карается очень строго: штрафом до полумиллиона и даже тюремным сроком. Надо отметить, что требования к соблюдению всех показателей, заявленных в документах на регистрацию и лицензирование, в системе образования крайне серьезны. Так что, собирая и подписывая бумаги, необходимо обращать очень пристальное внимание на их содержание. Как видно, получить разрешение на работу негосударственного образовательного учреждения непросто. Минимальный срок, который несложно высчитать, сложив время принятия решений по лицензированию и регистрации, два с половиной месяца, скорее всего, серьезно вырастет из-за всех проволочек со сбором нужных документов.

Здравствуйте, сложилась следующая ситуация в ГПД. Школа не вновь построенная, продленка объединённая 2-е и 3-е классы. В ГПД 37 человек на одного воспитателя. Ютятся они в обычном классе, рассчитанном на 25 человек. Не хватает места всем чтобы хотя бы рассесться. Родители оплачивают продленку. Нас активно агитируют не отдавать детей в ГПД, потому как воспитателю сложно, детям сложно, уроки с ними не делают ( негде всем сидеть), включают мультики на экране, дети в большинстве предоставлены сами себе. Подскажите, как сладить с этой ситуацией, на какие законадательные акты обратить внимание и найти управу на администрацию школы, творящую беспредел с ГПД.

Закон о группе продленного дня в школе 2022

Приостанавливать работу группы продленного дня в случае аварии и или ремонта в здании, уведомив об этом Заказчика в разумный срок. Обратиться в суд за защитой своих интересов в случае нарушения родителями законными представителями учащегося срока оплаты более чем на 14 дней по неуважительной причине. Соединять группы в случае необходимости, соблюдая санитарно-гигиенические требования к разновозрастным группам в связи с низкой наполняемостью групп, в случае аварии и ремонта в здании.

Должность воспитателя группы продленного дня должна быть предусмотрена штатным расписанием школы. Она может замещаться как основным работником, так и иным педагогом школы или другого образовательного учреждения в свободное от основной работы время внутреннее или внешнее совместительство. Главным критерием в данном случае является соответствие педагогического работника квалификационным требованиям, предъявляемым тарифно-квалификационными характеристиками к должности воспитателя.

Группы продлённого дня находятся в классных кабинетах. Кабинеты ГПД оснащены детскими книгами, фильмами, игрушками, настольными играми, спортивным инвентарем. Вода-источник жизни Урок-презентация Поделки из природного материала Художественный труд Математический брейн — ринг Игра Ноябрь 1. Секреты здоровья Беседа — игра 3.

В общеобразовательном учреждении организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня завтрак и обед , а при длительном пребывании и полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства родителей. Учредитель и руководство общеобразовательного учреждения могут рассмотреть вопрос об освобождении от оплаты за питание детей из малообеспеченных семей После самоподготовки дети принимают участие во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т.

Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагается на воспитателя или на педагогического работника, проводящего учебные или досуговые занятия с воспитанниками Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных предметных кружках и секциях, организуемых на базе школы или вне её, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника домой по отдельной письменной договоренности с родителями или указаниям на это в договоре о взаимодействии родителей с общеобразовательным учреждением.

3 2.7. Работа в ГПД строится в соответствии с требованиями действующих санитарно- эпидемиологических правил и нормативов по организации и режиму работы групп продленного дня В ГПД продолжительность прогулки для обучающихся I уровня составляет не менее 2-х часов, для обучающихся II уровня не менее 1,5 часов. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения: во 2-3 классах -1,5 ч., в 4 классе -2 ч. Самоподготовка начинается в часов. Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы индивидуальные или групповые консультации обучающихся по учебным предметам. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели В ГПД сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе до начала самоподготовки (прогулка, подвижные и спортивные игры учебноопытная работа на пришкольном участке) до начала самоподготовки, во внеурочных мероприятиях — после самоподготовки В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа в предметных кружках, секциях), отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий Режим работы групп продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до 18 часов Питание для воспитанников ГПД организуется за счет средств родителей (законных представителей). В общеобразовательном учреждении организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня (завтрак и обед), а при длительном пребывании и полдник по установленным нормам, в основном на финансовые средства родителей. Учредитель и руководство общеобразовательного учреждения могут рассмотреть вопрос об освобождении от оплаты за питание детей из малообеспеченных семей После самоподготовки дети принимают участие во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т. п Для работы групп продленного дня с учетом расписания учебных занятий школы могут быть использованы учебные кабинеты, спортивные площадки, спортивный зал, библиотека и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагается на воспитателя или на педагогического работника, проводящего учебные или досуговые занятия с воспитанниками Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных предметных кружках и секциях, организуемых на базе школы или вне её, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника домой (по отдельной письменной договоренности с родителями или указаниям на это в договоре о взаимодействии родителей с общеобразовательным учреждением).

1 СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: Председатель Управляющего Приказом от совета М.В.Хотничук Общие положения ПОЛОЖЕНИЕ о группе продленного дня 1.1. Настоящее Положение о группе продленного дня разработано на основании: — Федерального закона от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; — Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации 124 ФЗ от 24 июля 1998 г.; — Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН ), утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. 189; — Конвенции ООН о правах ребенка Положение детей в мире, 1991год.- Нью- Йорк: ЮНИСЕФ,1991); — Уставом АОУ СОШ 14; — Правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты Настоящее Положение устанавливает порядок комплектования и организацию деятельности группы продленного дня Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования предусматривает реализацию основной образовательной программы начального общего образования через урочную и внеурочную деятельность. Одной из моделей организации внеурочной деятельности обучающихся является группа продленного дня Группа продленного дня (далее — ГПД) организовывается с целью создания благоприятных условий для повышения эффективности выполнения обучающимися домашних заданий, способствует личностному росту детей Основными задачами создания группы продленного дня являются:

Читайте также:  Тверская Область Стаж

5 организовывать и контролировать самостоятельную работу учащихся по выполнению домашних заданий. Оказывать необходимую помощь в данной работе; своевременно оформлять школьную документацию Воспитатель группы продленного дня несет ответственность за: качество воспитательной работы с детьми во внеурочное время; соблюдением установленного режима дня и правил внутреннего распорядка в школе; жизнь, здоровье и благополучие вверенных ему учащихся во время учебного процесса, а также во время проведения внешкольных мероприятий; правильное использование и сохранность материальных ценностей и оборудования, выделенных для работы с детьми, состояние и организацию образовательной деятельности, систематически ведет установленную документацию группы продленного дня (в т. ч. журнал группы продленного дня), отвечает за посещаемостью занятий группы воспитанниками. Ведение журнала группы продленного дня обязательно и контролируется руководителем общеобразовательного учреждения Родители воспитанников обязаны: оказывать помощь педагогическим работникам в воспитании и обучении детей, обеспечивать единство педагогических требований к ним; помогать в организации досуга обучающихся Родители несут ответственность: своевременный приход детей в школу, на внешкольные, внеклассные мероприятия; внешний вид обучающихся, требуемый Уставом школы и соответствующим Положением; своевременную оплату горячего питания детей; создание необходимых условий для получения ими образования Обучающиеся обязаны: соблюдать Устав школы;

2 создание условий для пребывания обучающихся в общеобразовательном учреждении, при которых комплексно решаются проблемы своевременной подготовки домашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью, позволяющей ребенку преодолеть перегрузки, вызванные интенсивным образовательным процессом в течение дня; создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности осуществления систематического контроля со стороны родителей обучающихся; организация оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности осуществления систематического контроля со стороны родителей обучающихся; организация внеурочной деятельности в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, которая организуется по направлениям развития личности (спортивно- оздоровительное, духовнонравственное, социальное, общекультурное, общеинтеллектуальное) в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, олимпиады, школьные научные общества, общественно-полезные практики и т.д.. 2. Порядок комплектования и организации деятельности в ГПД Количество групп продленного дня в АОУ СОШ 14 определяется потребностью родителей (законных представителей). Зависит от санитарных норм и условий для проведения образовательного процесса. Комплектование групп продленного дня осуществляется для обучающихся 1-4 классов Наполняемость групп продленного дня устанавливается в количестве 25 обучающихся. При наличии необходимых условий и средств возможно комплектование ГПД с меньшей наполняемостью. Комплектовать группы продленного дня рекомендуется из обучающихся одного класса, либо параллельных классов. Возможно комплектование групп классов одного уровня обучения. 2.3.Пребывание в группе продленного дня одновременно с образовательным процессом может охватывать период времени пребывания обучающихся в образовательном учреждении с 8.30 до ( работа ГПД с до 18.00) 2.4. Зачисление обучающихся в группу продленного дня и отчисление осуществляются приказом по общеобразовательному учреждению по письменному заявлению родителей (законных представителей). Между общеобразовательным учреждением и родителями обучающегося, посещающего группу продленного дня, заключается договор о взаимных обязательствах. 2.5.Деятельность ГПД регламентируется планом работы воспитателя и режимом дня, которые утверждаются директором школы. Режим дня в ГПД организуется в соответствии с Приложением 6 СанПиН Недельная предельно допустимая нагрузка в ГПД не более 30 часов на 1,0 ставки, минимальная нагрузка не менее 0,1 ставки 3 часа.

4 2.17. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности школьной библиотеки, медиатеки и других кабинетов. Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке. Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы индивидуальные или групповые консультации обучающихся по учебным предметам В режиме дня должны обязательно предусматриваться: питание, прогулка, самоподготовка, общественно-полезный труд, кружковая работа и широкое проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий Медицинское обслуживание воспитанников группы продленного дня обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе медицинского персонала образовательных учреждений Личные гигиенические предметы должны приобретаться родителями воспитанников группы продленного дня и храниться в определенном для каждого воспитанника месте. 3. Права и обязанности участников образовательного процесса в группе продленного дня Права и обязанности работников образовательного учреждении, занятых в группе продленного дня, и воспитанников определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением Руководитель школы (его заместитель) несет административную ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организацию в ней образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся, при необходимости принимает на работу по совместительству работников учреждений дополнительного образования для проведения воспитательной работы с воспитанниками группы, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в группе продленного дня Воспитатель группы продленного дня обязан: организовывать учебно-воспитательный процесс в группе продленного дня с учетом специфики требований ФГОС; создавать благоприятные условия для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающегося с учетом специфики требований новых ФГОС; планировать и организовывать учебно воспитательный процесс во время занятий с обучающимися ГПД с учетом специфики требований новых ФГОС; проводить с детьми во внеурочное время внеклассные, внешкольные образовательно воспитательные развивающие мероприятия;

Группа Продлённого Дня В Начальной Школе Закон 2022

Если и папа, и мама работают, продленка в школе в 2022-2022 году станет настоящим спасением. После уроков ребенок будет находиться под присмотром педагогов и заниматься полезными делами – учить уроки, развиваться, заниматься творчеством, общаться со сверстниками и так далее. Форма современной продленки сильно отличается от той, в которую когда-то ходили родители, и в большей части зависит от школы. В таких образовательных учреждениях преподаватели рады любому детскому голоску, ведь эти города и поселки считаются экономически непривлекательными, а численность населения постоянно уменьшается, россияне покидают свои дома в поисках лучшей жизни.

Что еще прописано в новых санпинах? В начальных классах при использовании ноутбука нужно использовать дополнительную клавиатуру. При использовании электронных средств обучения рабочее место должно обеспечивать ребенку зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Планшеты нужно размещать на столах с наклоном в 30 градусов.

  • хобби – бисероплетение, макраме, вышивка, авиамоделирование;
  • увлекательные классные часы;
  • походы и поездки с целью расширения кругозора школьников;
  • посещение кинотеатров и театров, музеев, выставок;
  • другие познавательные мероприятия.

Очень часто на помощь приходят бабушки и дедушки, для которых такой процесс становится своеобразной работой. Вопрос с кем и где оставить ребенка во второй половине дня для многих стоит очень остро. С одной стороны, оставить ребенка без контроля одного на целый день дома — рискованно.

Родителей стоит предупредить сразу: далеко не в каждой российской школе есть группы продленного дня (ГПД). Чаще всего услуга предоставляется крупными учебными заведениями, где можно укомплектовать как минимум одну или сразу несколько возрастных групп. Контингент составляется из обучающихся одного класса, параллели и одной ступени обучения.

5. Права и обязанности участников образовательного процесса группы продленного дня
5.1. Права и обязанности работников общеобразовательного учреждения, занятых в группе продленного дня, и воспитанников определяются Уставом, правилами внутреннего распорядка, правилами поведения обучающихся и настоящим Положением.
5.2. Руководитель школы (его заместитель) несет административную ответственность за создание необходимых условий для работы группы продленного дня и организацию в ней образовательного процесса, обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, организует горячее питание и отдых обучающихся, при необходимости принимает на работу по совместительству работников учреждений дополнительного образования для проведения воспитательной работы с воспитанниками группы, утверждает режим работы группы, организует методическую работу воспитателей, осуществляет контроль за состоянием работы в группе продленного дня.
5.3. Воспитатель отвечает за состояние и организацию образовательной деятельности, систематически ведет установленную документацию группы продленного дня (в т. ч. журнал группы продленного дня), отвечает за посещаемость занятий группы воспитанниками.
5.4. Воспитанники участвуют в самоуправлении группы, организуют дежурство в группе, поддерживают сознательную дисциплину.
5.5. Родители (законные представители) воспитанников группы продленного дня ответственны за своевременную оплату содержания детей, выполнение условий договора с общеобразовательным учреждением по взаимодействию с педагогическим коллективом в установлении оптимальных условий для воспитания детей.

1. Общие положения
1.1. Группа продленного дня общеобразовательного учреждения создается с целью формирования у обучающихся навыков и умений самостоятельно работать, ответственно выполнять домашние задания, глубоко и осмысленно пополнять свои знания, а также для оказания практической помощи семьям в воспитании, развитии у детей трудолюбия, прилежания, творческой активностии инициативы, положительного отношения к учебе.
1.2. В своей деятельности группа продленного дня руководствуется:
— Законом РФ «Об образовании»;
— Типовым положением об общеобразовательном учреждении;
— Гигиеническими требованиями к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.1178-02;
— Конвенцией ООН о правах ребенка;
— Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», другими документами об образовании, Уставом и локальными актами школы, настоящим Положением.
1.3. Основными задачами создания группы продленного дня являются:
— создание условий для пребывания обучающихся в школе, при которых комплексно решаются проблемы своевременной подготовки домашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью, позволяющей ребенку преодолеть перегрузки, вызванные интенсивным образовательным процессом в течение дня;
— создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности осуществления систематического контроля со стороны родителей обучающихся.

2. Организация деятельности группы продленного дня
2.1. Группа продленного дня создается в следующем порядке;
— проводится социологическое исследование потребности обучающихся и их родителей в функционировании группы продленного дня;
— комплектуется контингент группы обучающихся:
одного класса;
одной параллели классов;
классов одной ступени обучения;
классов основного образования
— организуется сбор необходимой документации (заявление родителей, медицинская справка об отсутствии противопоказаний для посещения группы);
— издается приказ о функционировании группы продленного дня в текущем учебном году с указанием контингента обучающихся и педагогических работников, работающих с группой, определяются учебные и игровые помещения.
Наполняемость группы продленного дня устанавливается 25 чел. При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование группы с меньшей наполняемостью, определенной Уставом школы.
2.2. Педагогический работник — воспитатель группы продленного дня разрабатывает по согласованию с заместителем директора школы, курирующим работу групп продленного дня режим занятий с обучающимися (воспитанниками) с учетом расписания учебных занятий школы, составляет планы работы группы.

4. Организация быта воспитанников группы продленного дня
4.1. В группе продленного дня сочетается двигательная активность воспитанников на воздухе (прогулка, подвижные и спортивные игры, учебно-опытная работа на пришкольном участке) до начала самоподготовки, во внеурочных мероприятиях — после самоподготовки. Продолжительность прогулки для обучающихся I ступени составляет не менее 2 ч, для обучающихся II ступени — не менее 1,5 ч. Для обучающихся 1-х классов при наличии соответствующих условий может быть организован дневной сон.
Самоподготовка в группе продленного дня начинается, как правило, с 16 ч. Продолжительность самоподготовки определяется классом обучения:
— в 1-м классе со второго полугодия — до 1 ч;
— во 2-м классе — до 1,5 ч;
— в 3-4-м классах — до 2 ч;
— в 5-6-х классах — до 2,5 ч;
— в 7-9-х классах — до 3 ч.
После самоподготовки дети принимают участие во внеклассных мероприятиях: занятиях в кружках, играх, в подготовке и проведении концертов самодеятельности, викторинах и т. п.
4.2. В школе организуется двухразовое горячее питание для воспитанников группы продленного дня (завтрак и обед).
4.3. Для работы группы продленного дня с учетом расписания учебных занятий в общеобразовательном учреждении могут быть использованы учебные кабинеты, мастерские, физкультурный и актовый залы, читальный зал библиотеки и другие помещения. Порядок использования помещений и ответственность за сохранность учебного оборудования возлагаются на воспитателя или на педагогического работника, проводящего учебные или досуговые занятия с воспитанниками.
4.4. Медицинское обслуживание воспитанников группы продленного дня обеспечивается медицинскими работниками в соответствии с инструкцией о работе медицинского персонала образовательных учреждений.
4.5. Личные гигиенические предметы должны приобретаться родителями воспитанников группы продленного дня и храниться в определенном для каждого воспитанника месте.

Читайте также:  Расчет Единовременной Выплаты За 2022 Год

3. Организация образовательного процесса в группе продленного дня
3.1. В режиме работы группы продленного дня указывается время для организации самоподготовки воспитанников (выполнение домашних заданий, самостоятельная, дополнительная, творческая работа в предметных кружках, секциях), отдыха, прогулок на свежем воздухе, экскурсий.
Режим работы групп продленного дня, сочетающий обучение, труд и отдых, составляется
с учетом пребывания воспитанников в общеобразовательном учреждении до ____ часов.
3.2. Воспитанники группы продленного дня могут заниматься в музыкальных, художественных, спортивных и других учреждениях дополнительного образования детей, в различных предметных кружках и секциях, организуемых на базе школы или вне её, участвовать в конкурсах, смотрах, олимпиадах и других массовых мероприятиях для обучающихся.
3.3. По письменной просьбе родителей воспитатель группы продленного дня может отпускать воспитанника для посещения учебных занятий в учреждения дополнительного образования в сопровождении взрослого (по отдельной письменной договоренности с родителями или указаниям на это в договоре о взаимодействии родителей с общеобразовательным учреждением).
3.4. При самоподготовке воспитанники могут использовать возможности читального зала школьной библиотеки, компьютерного кабинета, физкультурного зала. Учебная и справочная литература воспитанников может храниться в определенном месте для использования при самоподготовке. Во время самоподготовки педагогическими работниками могут быть организованы индивидуальные или групповые консультации обучающихся по учебным предметам. Время, отведенное на самоподготовку, нельзя использовать на другие цели.

Нам сказали, что он будет, — один час в день на такие занятия для начальной школы будет бесплатным, субсидирующимся за счет бюджета. Но это не значит, что если занятия заканчиваются, скажем, в 13.00, то до 14.00 можно иметь бесплатную продленку — дело в том, что этот бесплатный час предоставляется не в любое время (допустим, сразу после завершения занятий), а согласно распорядку группы продленного дня. И если этот час на приготовление заданий будет по расписанию, скажем, с 15.00 до 16.00, то для тех, кто посещает группу продленного дня в этом интервале, в смету оплаты его не включат.

— Государственная школа предоставляет бесплатные образовательные услуги и финансируется за счет субсидий по госзаданию. Присмотр же и уход по окончанию учебных занятий — это не образовательная услуга, согласитесь, — объяснила «МК» Надежда Перфилова, председатель межрайонного совета по развитию образования Северного округа столицы и директор школы №2098. — В прошлом году во многих московских школах сумма оплаты за группу продленного дня составляла 900 рублей в год (не считая обедов), при этом субсидирующие коэффициенты были даже больше этой суммы, поэтому школы часто вообще делали продленку бесплатной — весь год на этом ресурсе мы и прожили. Сегодня же этих коэффициентов и дотаций больше нет: госзадание дается только на образовательные услуги — соответственно, все остальное станут финансировать родители, и с этого года группы продленного дня будут оплачиваться.

— Это решение принимается самой организацией, Управляющим советом, который решает, будет ли это за бюджетный счет или будут вводиться какие-то платные услуги. Никакой единой позиции на уровне округа или города нет, каждая школа сама решает, какая будет сумма платы за продленку и будет ли. Все вопросы об обоснованности и правильности суммы — это к Управляющему совету. Мы даже не собираем такую информацию. Единого ценника по Москве нет и быть не может, школа сама его высчитывает. Цена зависит от того, какие услуги и какого качества на продленке предоставляются. Вы должны понимать, за что платите.

При этом в прошлом году, когда новый Закон об образовании уже действовал, в большинстве школ продленка оставалась бесплатной — родители отдавали только 50–100 рублей в день за обед. Почему же в новом учебном году по этому же закону она повсеместно становится платной?

«За осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей несовершеннолетних обучающихся. Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей в определяемых им случаях и порядке. »

Статья 66

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

Дополнительно обращаем внимание, что учредитель вправе снизить размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке (например, для многодетных семей, социально незащищенных семей, одиноких матерей (отцов), семей, пострадавших от стихийных бедствий, безработных, беженцев или вынужденных переселенцев и др.).

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 (далее — СанПиН).

В связи с тем, что общеобразовательная организация помимо услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД вправе оказывать платные образовательные услуги (например, приготовление ребёнком домашних заданий не под присмотром, а вместе с учителем (воспитателем)), необходимо организовать разъяснительную работу с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

Учредитель школы (региональные или муниципальные органы власти в сфере образования) вправе установить плату за присмотр и уход за детьми в продленке. В ее размер запрещено включать расходы на реализацию общеобразовательных программ и содержание недвижимого имущества школы (ремонт, отопление, освещение, водоснабжение и пр.).

Конкретные обязательства общеобразовательной организации по осуществлению присмотра и ухода за детьми в ГПД должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и общеобразовательной организацией с учётом СанПиН.

Федеральный Закон Об Образовании В Рф 273фз Новый 2022 Льгота По Оплате Гпд В Школе

На граждан, проходящих федеральную государственную службу на должностях педагогических и научно-педагогических работников, а также на граждан, проходящих федеральную государственную службу и являющихся обучающимися, действие законодательства об образовании распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное. Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.

Использование сетевой формы реализации образовательных программ осуществляется на основании договора между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи. Для организации реализации образовательных программ с использованием сетевой формы несколькими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, такие организации также совместно разрабатывают и утверждают образовательные программы.

Язык, языки образования определяются локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность по реализуемым ею образовательным программам, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сетевая форма реализации образовательных программ далее — сетевая форма обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

Администрация образовательного заведения, в свою очередь, должна побеспокоиться о том, чтобы малышам было комфортно, к примеру, установить мягкие диванчики в классе или закупить специальные развивающие игрушки, детские коврики. Чтобы не терять времени, учитель может ненавязчиво превратить продленку в увлекательное игровое действо, переходящее в проработку домашнего задания на следующий школьный день.

4.2. Финансирование групп продленного дня осуществляется за счет средств учредителя, а также родительской платы за питание. Размер родительской платы определяется исходя из стоимости питания в школьной столовой.
4.3. Режим работы групп продленного дня устанавливается исходя из потребностей родителей (законных представителей), утверждается руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, и доводится до сведения родителей (законных представителей). Период пребывания детей в группе продленного дня согласуется с родителями (законными представителями).
4.4. При организации работы групп продленного дня учитываются требования действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
4.5.

  1. Принцип развития — создание оптимальных условий для освоения программного и дополнительного материала.
  2. Принцип поддержки, реализуемый в оказании помощи слабо мотивированным, неуспешным младшим школьникам.
  3. Принцип ответственности: каждый учащийся ответственен за свои слова и поступки.
  4. Принцип успеха. Детям важно понимать, что трудолюбие и старательность неизменно награждаются.

При организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов допускается использовать набор пищевой продукции («сухой паек»), свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00) – должно быть организовано горячее питание.

Более того — даже заходить в школу дети должны в разное время и через разные входы, если есть такая возможность. В Петербурге, например, целым потокам отведено всего по 7-10 минут на то, чтобы зайти в школу. Запускать детей начинают с 7.30 утра. Будут ли все без опозданий собираться, чтобы втиснуться в крохотное временное окошко? Время покажет, но что-то нам подсказывает, что вряд ли.

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения