Алгоритм Расчета Пени По Контрактам В 2022 Году

Калькулятор расчёта пени за; просрочку исполнения контракта по; 223-ФЗ и; 44-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1042 от 30.08.2022 г. пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой (1/300) действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

N 2 (318) ФЕВРАЛЬ 2022

Калькуляторы помогут быстро рассчитать госпошлину, налоги, пени, суммы компенсаций, период времени в днях и неделях и др. Нужно только заполнить предложенные поля, а система автоматически сделает расчет, учитывая все условия. При внесении данных появляются подсказки, которые помогут разобраться в нюансах.

Правительство продлило действие временных правил работы вахтовиков до конца 2022 г. Если из-за ограничительных мер персонал опаздывает на вахту, можно изменить ее продолжительность, учетный период и график работы. Двухнедельную изоляцию перед вахтой засчитывают во время нахождения в пути. Каждый день подлежит оплате не ниже дневной тарифной ставки или дневной ставки оклада.

Книга подготовлена совместно редакциями ведущих бухгалтерских изданий, специалистами Федеральной налоговой службы и Министерства финансов РФ. Книга содержит комплексную информацию, которая понадобится для подготовки и сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности за 2022 г. В ней собраны все формы отчетности и на примерах показан порядок их заполнения.

Калькулятор неустойки, взыскиваемой с заказчиков по Закону № 44-ФЗ, поможет рассчитать пени в случае просрочки исполнения обязательств в соответствии с требованиями ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ, а также штрафы в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства в соответствии с требованиями Постановления Правительства № 1042.

Причина — продавец станет банкротом, а при анализе его сделок ту самую покупку сочтут подозрительной и аннулируют. Покупатель теоретически сможет получить обратно деньги, но фактически не получит. В очень редких случаях имущества банкрота хватает для расчета со всеми кредиторами, а покупатель будет одним из последних в очереди.

Контрактное законодательство (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ) предусматривает основание, по которому производится освобождение от уплаты неустойки по 44-ФЗ: пени и штрафы не начисляются в случае, когда поставщику или заказчику помешали выполнить условия договора обстоятельства непреодолимой силы. К ним не относятся срыв договоренностей между партнерами, неожиданные финансовые проблемы, технические трудности.

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
  • отсылку к документам, которые подтверждают факт поставки товара в полном объеме в соответствии с условиями договора;
  • отсылку к определенному пункту контракта, который содержит срок оплаты;
  • информацию о сроке задержки оплаты;
  • отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае отсутствия оплаты;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование об оплате контракта и выплате суммы пеней (сроки оплаты пени по 44-ФЗ — 7 дней со дня предъявления требования);
  • приложение — расчет.

Вот что делать, если поставщик не оплачивает пени: удержите эту сумму из обеспечения исполнения контракта. Для этого вместе с претензией направьте организации заявление о зачете или уведомление об удержании суммы неустойки. Также возможна оплата контракта за вычетом неустойки, если товар поставлен, а неустойка не выплачена. Для этого используйте тот же алгоритм, что и при удержании из обеспечения.

Если заказчик нарушил сроки оплаты по госконтракту на поставку ТРУ, то он обязан выплатить пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (ключевой) от невыплаченной суммы (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Начало отсчета просрочки наступает в день, следующий за предельным сроком исполнения договорных условий. Расчет для организации-заказчика производится по следующей формуле:

Обеспечение исполнения контракта — это денежные средства, которые поставщик предоставляет в качестве гарантии реализации возложенных на него обязательств. Зачастую в качестве такого обеспечения предлагается банковская гарантия, выданная банком на величину авансового платежа по контракту. Взыскание неустойки по банковской гарантии 44-ФЗ возможно только по решению суда. Организация-заказчик имеет право установить в договоре условие о том, что банковская гарантия может использоваться как источник средств для покрытия задолженности по штрафным санкциям. Если же в договорной документации такой пункт отсутствует, то банковская гарантия не может быть использована до момента принятия судебного решения.

Готовимся к вступлению в силу Закона № 44-ФЗ: отвечаем на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 1
На вопросы наших пользователей по поводу применения Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» отвечает к. п. н., профессор кафедры государственных и корпоративных закупок, проректор по научной и инновационной деятельности ФГБОУ «Институт развития дополнительного профессионального образования», член-корреспондент РАЕН Татьяна Трефилова.

К тому же, если некачественный результат работ в таком случае все-таки будет сдан, то поставщику придется не только уплачивать штраф, но и исправлять недостатки. Это с большой долей вероятности приведет к тому, что качественно работа будет выполнена уже после истечения срока исполнения контракта – а следовательно, заказчик может взыскать еще и пеню за просрочку, прямого запрета на это не содержат на Закон № 44-ФЗ, ни Правила.

Нарушение обязательств по договору всегда приводит к ущемлению интересов добросовестного контрагента – но если это касается государственных закупок, то пострадавшей стороной в итоге оказываются обычные граждане.

Поэтому можно включить в контракт пункт с незаполненными полями, например: «За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Контракта Поставщик уплачивает Заказчику штраф в размере ____ % от цены Контракта, определенной в п. ____ настоящего Контракта, что составляет ____ руб.». Потом, уже на этапе заключения договора, в пустые поля вписываются соответствующие значения.

Что касается штрафов за все прочие нарушения контракта заказчиком (помимо просрочки), то их размер должен устанавливаться непосредственно в контракте в виде фиксированной суммы. Причем Правила строго регламентируют размер штрафа в зависимости от цены контракта (п. 5 Правил).

Сроки, в которые исполнитель обязан начислить плату за неустойку, определены в п. 65 постановления пленума ВС РФ № 7 от 24 марта 2022 года. В соответствии с этим пунктом дата фактического исполнения обязательств по контракту (поставка товара, выполнение работ) считается последним днём просрочки. Дни, в которые заказчиком проводилась приёмка товаров (выполненных работ), просрочка исполнения госконтракта в себя не включает (письмо Минфина от 24 марта 2022 года № 24-03-07/22888).

Чётких правил начисления пени для организаций, которые занимаются закупками по 223-ФЗ, нормативными актами не предусмотрено. Поэтому для расчёта размера пени необходимо опираться на правила, установленные Постановлением Правительства РФ № 1042 для расчёта неустоек по 44-ФЗ.

Так, если цена госконтракта составляет 25 700 300 рублей, а стоимость фактически исполненных обязательств — 14 520 400 рублей, то при просрочке в 25 дней и актуальном значении ключевой ставки ЦБ РФ (5.0%) размер неустойки по вышеуказанной формуле будет равен

Если подрядчик (поставщик, исполнитель) выполнил обязательства частично, пеня уменьшается на сумму, соответствующую объёму выполненных обязательств. В своём письме от 7 ноября 2022 года № 24-03-08/73293 Минфин РФ также разъяснил, что при определении количества просроченных дней не следует учитывать время, которое потребовалось для приёмки товаров, выполненных работ, оказанной услуги, а также для оформления результатов приёмки, если в контракте для этого не прописаны соответствующие условия.

По умолчанию Постановление Правительства РФ № 1042 распространяется только на госзаказчиков, закупающихся по 44-ФЗ. Согласно определению Верховного Суда РФ № 305-ЭС 19-8124 от 29 августа 2022 года, закупщики по 223-ФЗ могут считать размер неустойки по правилам, которые предусмотрены этим нормативным актом, лишь при условии, что основные положения данных правил прописаны в контракте.

Калькулятор пени по 44 фз – онлайн расчет неустойки

В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Т.е. порядок начисления пени, предусмотренный ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе является общим и применяется в случаях, когда другими законам не установлено специального порядка начисления пени. Например, в сфере энергоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 существенным условием договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии является также ответственность сторон, определяемая данным постановлением.

Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

  • Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
  • Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
  • Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
  • Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
  • Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
  • Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
  • Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
  • Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
  • В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.
Читайте также:  Кто Не Платит Транспортного Налога С 2022 Года В Пензенской Области

Претензия — заявление кредитора, покупателя, заказчика, клиента об уплате долга, возмещении убытков, устранении обнаруженных недостатков, неисправности в приобретенном товаре или выполненной работе (Современный экономический словарь Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.).

У заказчика ответственность за неверный расчет пени в закупке по закону 44 заключается в возможности обжалования такого требования в судебном порядке. Но иногда корректный расчет провести трудно, и начисление неустойки вызывает много вопросов. Разбираем «проблемные» ситуации:

Шаг 3. Направление претензии поставщику. Выбирайте способ, который позволит получить отметку о вручении письма. Например: заказное письмо с уведомлением о вручении или курьерская доставка. Чтобы ускорить процесс получения выплат, отправьте электронную версию требования поставщику по электронной почте.

Обязанность компаний по выплате неустойки, когда допущено нарушение обязательств, закреплена в ст. 330 Гражданского кодекса. Федеральный закон о контрактной системе разъясняет, в каких случаях законодательство предусматривает применение мер ответственности в виде пени: госзаказчики обязаны требовать выплаты в виде штрафов и пеней у поставщиков, которые нарушили срок выполнения контракта, его условия или гарантийные обязательства (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Штрафом караются нарушения исполнения условий договора, а пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства по договору.

  • название заказчика и поставщика;
  • ссылки на контракт, в том числе на пункт, в котором прописан срок поставки;
  • сумму и предмет обязательств;
  • описание нарушения;
  • информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
  • отсылку на пункт договора, где указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование о ее уплате;
  • приложение — расчет суммы, которая подлежит перечислению.
  1. Когда не закрыт отдельный этап исполнения контракта. В этом случае выставлять штрафные санкции следует, исходя из суммы обязательств, которые заложены в этот период времени, а не исходя из полной стоимости поставки (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). Подробнее: «Что учесть при поэтапном исполнении контракта».
  2. Точный объем поставки неизвестен. Такая ситуация возможна при закупке запчастей и других расходных материалов. Если поставщик нарушает сроки, в расчет берут максимальное значение цены контракта.
  3. Неустойка возникла за просрочку оплаты коммунальных услуг. В этом случае при исчислении суммы выплат за нарушения, влекущие применение неустойки и пени в контрактных отношениях, руководствуются ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса. Обратите внимание, что до 01.01.2022 взыскание таких платежей приостановлено (постановление правительства № 424 от 02.04.2022). Подробнее: «Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ».
  4. Неустойку за просрочку по выплатам, которые причитаются учреждению на основе полиса ОСАГО, рассчитывают по правилам из Федерального закона об обязательном страховании (п. 21 ст. 12 40-ФЗ). Подробнее: «Инструкция по закупке ОСАГО по 44-ФЗ».

В левой части калькулятора укажите форму собственности — ИП или юрлицо, а также сумму задолженности, с которой начислялись пени. Затем укажите последний срок уплаты налога или взноса (в который вам не удалось уложиться) и фактический срок уплаты недоимки. Примите решение, будете ли вы включать день уплаты недоимки в расчет пеней (напоминаем, включить этот день в расчеты — наименее рискованный вариант с точки зрения возможных претензий налоговой).

Размер пеней зависит от ставки рефинансирования (или ключевой ставки Центробанка). Сумма рассчитывается по-разному для ИП и организаций, а также зависит от числа дней просрочки. Все ИП с любым числом дней просрочки и организации с просрочкой до 30 дней включительно рассчитывают пени от 1/300 ставки рефинансирования. Такого же порядка придерживаются организации с любым периодом просрочки по взносам на травматизм. Для других налогов и взносов это применимо, если недоимка возникла до 1 октября 2022 года.

Начисленную сумму пеней можно уменьшить. Если налог за налоговый период оказался меньше суммы авансов в течение этого периода, пени надо пересчитать исходя из суммы, которая не превышает налог. Аналогичный порядок действует при низком авансовом платеже по итогам отчетного периода.

У налоговых платежей есть строгие сроки. При нарушении сроков налоговая служба начисляет пени, которые будут расти до полной уплаты налога. Чтобы остановить рост пеней, скорее заплатите налоги или взносы. Пеня составляет процент от неуплаченной суммы, и начисляется за каждый день просрочки платежа. Для их расчета нужно знать ключевую ставку Центробанка на момент нарушения.

  • до 27 декабря 2022 года — день уплаты налогов, взносов не включается в количество дней просрочки (Письма Минфина России от 05.07.2022 N 03-02-07/2/39318, ФНС России от 06.12.2022 N ЗН-3-22/7995@);
  • после 28 декабря 2022 года — включайте день погашения недоимки в количество дней просрочки (п. 3, 7 ст. 75 НК РФ).

Как начислять неустойку по 44-ФЗ

С сентября 2022 года действует постановление Правительства №1042, которое установило новые размеры штрафов для поставщиков и заказчиков. Они зависят от стоимости — чем дороже контракт, тем меньше процент штрафа. Отдельно введены пониженные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса. Подробные таблицы штрафов по 44-ФЗ можно посмотреть в отдельном материале.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

  1. Прописать в проекте контракта все существующие размеры штрафов из постановления № 1042, кроме тех, которые больше НМЦК. Обратите внимание, что просто сослаться на это постановление будет недостаточно. Такова позиция Минфина, выраженная в письме от 09.11.2022 № 24-03-07/73931.
  2. Прописать штрафы, предусмотренные для контрактов, заключенных по итогам аукциона на повышение. Напомним, что изредка цена в аукционе может пойти вверх, а не вниз. Это случается, когда она опускается до 0,5% от НМЦК. В таком случае говорят, что аукцион «перешел через ноль». Далее ставки пойдут на повышение, то есть участники будут соревноваться друг с другом за право заключить контракт с заказчиком. Для таких контрактов предусмотрена своя линейка штрафов.

Но выставить неустойку — это еще не значит ее получить. Должен ли заказчик требовать ее уплаты? Ни постановление № 1042, ни статья 34 закона 44-ФЗ об этом не говорит. В них лишь содержатся положения о требовании неустойки. Среди специалистов по госзакупкам единого мнения также нет. В любом случае заказчику следует исходить из соображений разумности.

Все что касается обеспечения, в том числе его возврата, прописывается в контракте. Это существенные условия, которые не подлежат изменению. Если возврат обеспечения за вычетом неустойки предусмотрен в контракте, тогда, конечно, можно удержать пени из суммы обеспечения.

Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

  • Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2022 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2022 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Размер штрафа — фиксированная величина, которая измеряется процентом от цены контракта либо этапа (если контракт разделен на этапы). Чем больше цена контракта, тем меньше размер процента. С 2022 года градация штрафов широка, есть штрафы для закупок до 3 млн. рублей и далее по развилкам:

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2022 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2022 по делу № А65-6437/2022, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2022 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Несоблюдение сроков по договору может происходить по вине каждой из сторон, поэтому санкции будут применяться к виновной. В соответствии с Налоговым кодексом РФ расчет неустойки по 44-ФЗ производится за каждый календарный день после того, как заканчивается установленный контрактом срок поставки.

Ответственность заказчика за нарушение сроков по государственному контракту установлена статьей 395 Гражданского кодекса РФ. Исполнитель в этом случае выполняет расчет неустойки по 44-ФЗ по тем же правилам, которыми руководствуется заказчик. Пеня вычисляется по формуле:

Закон определяет неустойку как денежную выплату, которую должна компенсировать одна из сторон договорных отношений контрагенту в случае нарушения своих обязательств. Величина неустойки и обстоятельства ее выплаты определяются законом 44-ФЗ. В частности, санкции для подрядчика могут повлечь неисполнение обязательств по объему и срокам поставки.

Рассмотрим конкретный пример. Контракт заключен с предприятием, являющимся субъектом малого предпринимательства, на 311 000 рублей. Для этой категории исполнителей законом ограничен срок, в течение которого заказчик обязан рассчитаться за выполненную работу, – 15 дней после подписания акта приемки. Заказчик выплатил положенную сумму на 31 день, а значит, просрочка составила 15 дней, за которые надо начислить пеню. Расчет неустойки по 44-ФЗ:

Читайте также:  Социальная Выплата За Чернобыль В Детском Саду

Исполнителю государственного контракта, который не поставил вовремя товары (не выполнил работы), также начисляется пеня в размере 1/300 действующей в момент уплаты ставки рефинансирования. При этом базой расчета будет сумма контракта за вычетом стоимости фактически поставленных в срок товаров (выполненных работ). Расчет неустойки по 44-ФЗ осуществляется без учета дней приемки.

Направить требование об уплате неустоек — не волеизъявление, а обязанность заказчика! Насколько бы незначительным не показалось нарушение, выставить неустойку заказчик обязан. А вот требовать ли уплату неустойки или нет — здесь мнения экспертов разнятся, поскольку Постановление 1042 и статья 34 Закона 44-ФЗ рассказывают, как предъявлять требование об уплате неустоек, но не рассказывают, как жить дальше.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках. В этой статье разобраны основные тезисы из этого вебинара, касающиеся расчета пеней и штрафов. Мы решили разобрать именно этот момент, поскольку основная масса нарушений со стороны участников контрактной системы связана с нарушением условий контрактных обязательств, за что грозят неустойки. Статья обращена в первую очередь к заказчикам, но будет полезна и поставщикам, работающим по 44-ФЗ.

  • Статьи 530, 533, 534, 384, 720, 783 ГК РФ.
  • Статья 34 «Контракт» Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2022 № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042) – с 9 сентября 2022 года заказчики по 44-ФЗ начисляют штрафы и пени по этому профильному постановлению, которое пришло на смену Постановлению от 25.11.2013 № 1063 и отражает современные подходы судов и контролирующих органов по применению мер ответственности, связанных с исполнением контракта.

Оплата осуществляется в соответствии с условиями контракта. При этом необходимо учитывать положения ч. 13.1 ст. 34 Федерального закона о контрактной системе № 44-ФЗ, в соответствии с которой срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Принимая Закон № 44 (в первоначальной редакции), законодателем не было упомянуто об ответственности, наступающей в случае неисполнения контракта. Поправки в Закон № 44 (части 5, 6 и статья 34 части 8) внесены лишь в конце 2013 г. В итоге эти нормы предусматривают, что штраф, налагаемый за ненадлежащее исполнение либо неисполнение контрактных обязательств, необходимо закрепить в контракте фиксированной суммой, определяемой с учетом Правил. Однако в самих Правилах говорится лишь о просрочке или ненадлежащем исполнении обязательств. Понятно, что при неисполнении контрактных обязательств именно обеспечение исполнения контракта гарантирует интересы заказчика, к примеру, выплатой по гарантии банка (Закон № 44, статья 45), поставщика же занесут в реестр недобросовестных поставщиков (Закон № 44, статья 104).

В сравнении с размерами просрочки размеры штрафных санкций более внушительны, что способно неблагоприятно повлиять на исполнение контрактных обязательств. Например, если срок исполнения контракта заканчивается, а подрядчику не удается качественно выполнить работу, то не имеет смысла ее сдавать в незавершенном виде: существенно «дешевле» исполнить контракт, допустив просрочку. Если же в подобном случае некачественный результат работ будет сдан, то поставщик вынужден будет уплатить штраф и исправить имеющиеся недостатки. Это приведет к следующей ситуации: работа будет качественно выполнена после того, как истечет срок исполнения контрактных обязательств, следовательно, заказчику удастся взыскать также пеню за просрочку, ведь Закон № 44 и Правила не содержат на это прямого запрета.

Тут мы опять видим некорректное определение диапазонов шкалы: к примеру, непонятно, как проводить расчет ставки при коэффициенте К, который равен 50%. Наверное, с течением времени шкалу величин данного коэффициента приведут в более привычный вид: от 0 до 49%, от 50 до 99%, а также 100% и больше.

Нарушение договорных обязательств всегда ущемляет интересы добросовестного контрагента, однако если это касается госзакупок, то в итоге в качестве пострадавшей стороны выступают обычные граждане. По этой причине методы расчета штрафных санкций и пеней, налагаемых за нарушение госконтрактов, законодатель оговаривает отдельно. Сегодня расчет штрафов и пеней осуществляется в соответствии с «Правилами определения размера штрафных санкций, которые начисляются при ненадлежащем исполнении предусмотренных контрактом обязательств (исключение составляют просрочка исполнения обязательств, а также размер пени, начисляемой за каждый из дней просрочки обязательств)».

Расчет неустойки по договору в 2022 году

() указано как первый день начисления процентов. Если проценты рассчитываются с первого дня просрочки, то последним днем срока для оплаты определено (). По правилам ст. 191 и ст. 193 ГК РФ днем оплаты считается ближайший рабочий день, следующий за – , а первым днём просрочки – .

Кредитор не обязан доказывать возникновение у него убытков, когда он возражает против уменьшения неустойки. Но при этом он имеет право представлять доказательства, чем чреваты подобные нарушения, если бы при сравнимых обстоятельствах стороны действовали разумно и осмотрительно. Можно указать на изменение средних рыночных показателей, процентных ставок, валютных курсов, рыночные цены на определённые виды товаров и услуг.

С учётом того, что гражданско-правовая ответственность имеет компенсационный характер, следовательно, предполагается, что соразмерная выплата кредитору будет адекватна его потерям и соизмерима с нарушенным интересом. Кредитору нужно восстановить имущественные потери от нарушения обязательства, но он не должен получить сверх этого прибыль.

На практике стороны в договоре устанавливают неустойку в виде размера процента за каждый день просрочки (например, 0,1%, 0,5%, 1% за каждый день просрочки), либо размер неустойки можете приравниваться к ставке рефинансирования, ключевой ставке (с 2022 года ставка рефинансирования приравнена к ключевой ставке), может устанавливаться, к примеру, 1/150, 1/300 ставки рефинансирования, либо размер устанавливается в твердой сумме, в том числе за каждый день просрочки (например, 500 рублей за каждый день просрочки). Также в договоре может содержаться ограничение общей суммы неустойки (“но не более 10% от суммы договора”, “но не более цены непоставленного товара” и т.д.). Сумма, от которой рассчитывается неустойка, также варьируется (от всей цены договора, от цены неоплаченного товара, непоставленного товара, невыполненной работы, неоплаченной работы и т.д.). Поэтому при расчете неустойки за просрочку необходимо внимательно изучить условия договора (закона, если неустойка установлена законом) и учесть все условия расчета.

Если для расчетов принимаются во внимание только эффективные дни, формула будет аналогична, но значение П (период просрочки) равняется не всем календарным дням этого периода, а именно «эффективным». При этом начисление процентов должно происходить до фактического исполнения обязательств.

Письмо Минфина России от № 24-03-07/39202; О начислении пени за просрочку исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в сфере закупок, а также о списании сумм начисленных неустоек (штрафов, пеней)

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

В части списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) сообщаем, что в соответствии с частью 42.1 статьи 112 Закона N 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2022, 2022 и 2022 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия этапа исполнения контракта, в связи с чем во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении заказчикам целесообразно указывать на наличие либо отсутствие этапов исполнения контракта. Заказчики в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливают этапы исполнения контракта. При этом согласно части 2 статьи 34 в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.

Читайте также:  Путин Подписал Указ Об Упрощении Получения Гражданства 2022

Неисполнение обязательств по контракту одной из сторон приведет к тому, что другая сторона проведет взыскание неустойки по 44-ФЗ. Обычно эта процедура инициируется заказчиком, когда работы, услуги или товар оказались ненадлежащего качества или нарушены сроки исполнения. Но и подрядчик может взыскать неустойку.

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

523 ГК РФ устанавливает в качестве существенного нарушения, достаточного для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, только неоднократное нарушение сроков поставки товара. В одной из следующих статей мы расскажем, какие существуют хитрости по законному увеличению сроков поставки товара.

Сроки выполнения контракта являются одной из наиболее частых причин обращения государственных заказчиков и поставщиков в суд. Существенным нарушением судом признается такое нарушение, в результате которого стороне причинен ущерб, в результате которого она в значительной мере лишается того, на что могла бы претендовать при должном исполнении контракта, в соответствии с п.2 ст.450 ГК РФ.

Порядок расчета неустойки по 223-ФЗ

Российский законодатель предусмотрел законную неустойку по закону № 223-ФЗ во многих случаях, но чаще всего ею защищают потребителя или организации ЖКХ. Что касается применения к закону № 223-ФЗ, то на ум приходит единственный пример — договоры перевозки и транспортной экспедиции.

Вывод! Закон №223-ФЗ не содержит положений о порядке включения в договор неустойки. Поэтому заказчики самостоятельно (если принято положение о закупке, то согласно положению о закупке) закрепляют в договоре все обстоятельства, которые повлекут начисление неустойки в случае нарушения обязательств со стороны поставщика. Таким же образом определяется и размер неустойки — в виде фиксированной суммы и (или) процентов за каждый просроченный день исполнения обязательств по договору.

Обратите внимание! Если Вы сослались в контракте на действующую ключевую ставку ЦБ РФ, то необходимо применять ставку, действующую на момент нарушения, а не на момент взыскания. То есть, если ставка меняла в ходе периода просрочки, придется делать отдельные расчеты, разделив период просрочки на периоды действия неустойки.

В 2022 году свои коррективы практически во все сферы внес коронавирус. Это относится и к законодательству. Так, в целях оказания поддержки хозяйствующим субъектам было принято постановление Правительства РФ «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 04.07.2022 № 783» от 26.04.2022 № 591.

Обратите внимание! Размер неустойки в т. ч. может быть поставлен в зависимость от определенных факторов. Например, если просрочка составит от 0 до 10 дней, то она равна 0,1% от суммы контракта за каждый день просрочки, если обязательства будут исполнены с опозданием на 11–15 дней, то уже 0,2%, и т. д. Сразу в положении о закупке (а затем и в контракте) может быть указан максимальный размер неустойки.

Калькулятор расчета неустойки по договору 2022

  1. Алгоритм расчета «пеня + штраф» сводится к вычислению по формуле пени за период и прибавлению к нему заявленной суммы штрафа.
  2. Расчет, опираясь на ставку рефинансирования Центробанка РФ, обычно производится при разногласиях с застройщиками, когда считают пеню по ДДУ.

Пеня рассчитывается сложнее – так как начисляется в виде небольшого процента от суммы, но начисление идет за определенный период, указанный в договоре: каждый день, неделю, 10 дней, начиная с даты срыва договорных обязательств. Для этого есть определенные формулы.

  • При купле-продаже. Причем продавцы продукции, чаще всего платят фиксированный штраф, а к покупателям применяют процент за каждый день просрочки.
  • При поставках. Поставщики отвечают за невыполнение и срыв поставок штрафом, а получатель – пеней, распределенной по дням.
  • Если при поставке нарушен ассортимент или количество поставляемого товара.
  • При отказе от оплаты или при ее задержке.
  • При нарушении обязательств по договору не между собой, а по отношению к третьим лицам. Действовать, опираясь на пункты договора.
  • При договорах подрядов, в этом случае на обе стороны за неисполнение условий предусматривается пеня.
  • По договорам займов или кредитов.
  • При ДДУ пеня начисляется в зависимости от ставки рефинансирования Центробанка.

Отражаем в учете доходы от штрафных санкций за нарушения условий контракта

1) в нарушение требований, установленных ч. 6, 7 ст. 34 Закона о контрактной системе, п. 10 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2022 № 1042 (далее – Правила № 1042), а также условий заключенных контрактов отдельными заказчиками:

На наш взгляд, применить положения п. 47 ФСБУ «Концептуальные основы» к доход от штрафные санкции в форме штрафов, пеней, начисленных за нарушение поставщиками (подрядчиками) условий контракта (договора), достаточно сложно. Тем не менее не вызывает сомнений, что начисленная сумма штрафов, пеней признается доходом учреждения. Как отмечено в Письме Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-07-10/75014, доход признается в результате совершения фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями), при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена.

Прежде чем рассматривать порядок отражения на счетах бухгалтерского учета начисления доход от штрафные санкции за нарушение условий контракта (договора), хотелось бы сказать несколько слов о том, что работники Федерального казначейства при проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений обращают внимание на исполнение норм Закона о контрактной системе. При этом часто встречаются такие нарушения (см. письма Федерального казначейства от 08.10.2022 № 07-04-05/21-21405, от 13.07.2022 № 07-04-05/21-14791 «О направлении обобщенной информации по результатам контрольных мероприятий»):

Пунктом 36 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что для целей бухгалтерского учета, формирования и публичного раскрытия показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности активом признается имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод. Поступления денежных средств или их эквивалентов субъекту учета либо в ходе выполнения субъектом учета бюджетных полномочий при исполнении бюджета в бюджет бюджетной системы РФ, возникающие при использовании актива самостоятельно или совместно с другими активами, признаются для целей бухгалтерского учета будущими экономическими выгодами, заключенными в активе (п. 38 ФСБУ «Концептуальные основы»).

Начисленная сумма пеней, штрафов признается доходом учреждения. При начислении этих сумм до 01.01.2022 применялся счет 0 205 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках». Приказом Минфина РФ от 31.03.2022 № 66н данный счет исключен из Инструкции № 174н. Вместо него при отражении таких операций используется счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)». Принимая во внимание необходимость формирования входящих остатков на 01.01.2022 с учетом перехода на применение федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, отметим, что показатели по счету 0 205 41 «Расчеты по доход от штрафные санкции за нарушение законодательства о закупках» необходимо перенести на счет 0 209 41 «Расчеты по доходам от штрафных санкций за нарушение условий контрактов (договоров)» с использованием счета 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (Письмо Минфина РФ от 18.10.2022 № 02-07-10/75014).

В соответствии с пунктом 6 Постановления Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063 «Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом» пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.

В этот период неоднократно менялась ключевая ставка. Мы каждый период при изменении ключевой ставки рассчитываем отдельно? Например, ноябрь, декабрь по ставке 8,25 * кол-во дней просрочки за этот период; декабрь, январь – по ставке 7,75 * кол-во дней просрочки за этот период. Или применяем ключевую ставку, действующую на дату расчета, т.е. сегодняшнюю: 7,5*общее кол-во дней просрочки?

Согласно пункту 7 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере, определенном в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее чем одна трехсотая действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Таким образом, в случае добровольной уплаты поставщиком (исполнителем, подрядчиком) пеней за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, их размер по общему правилу подлежит исчислению по ставке, действующей на дату уплаты пеней, то есть на дату фактического платежа. Данный вывод подтверждается и судебной практикой:

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения