Акционирование Мупов Плюсы И Минусы 2022

Пошаговая инструкция по реорганизации ГУП и МУП

  • за пределами Российской Федерации;
  • в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • в сфере обращения с радиоактивными отходами;
  • в сферах естественных монополий;
  • для обеспечения жизнедеятельности граждан в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В конце прошлого года приняли Федеральный закон №485-ФЗ от 27.12.2022 с поправками в Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон №135-ФЗ от 26.06.2006 «О защите конкуренции» (вступил в силу 08.01.2022). Его нормы запрещают деятельность ГУП и МУП на конкурентных товарных рынках к 2025 году, за небольшим исключением. В связи с этим необходима реорганизация или ликвидация ФГУП, не отвечающих законодательным требованиям, до 01.01.2025.

Так как реорганизация по каким-либо причинам не всегда подходит, а указ президента о ликвидации МУП и ГУП необходимо исполнять, предприятие решают ликвидировать. Добровольная ликвидация муниципального предприятия по инициативе собственника имущества осуществляется после направления в антимонопольный орган запроса о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменении видов его деятельности антимонопольному законодательству (ст. 35 Федерального закона №135-ФЗ от 26.06.2006).

Новый закон конкретизировал сферы деятельности унитарных предприятий и выделил некоторые из них, которых не коснется реорганизация ФГУП. Например, на вопрос, ликвидируются ли МУП с естественной монополией, ответ отрицательный. Действующими останутся МУП и ГУП, работающие:

Все условия реорганизации и ликвидации унитарного предприятия регулируют Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002 и другие нормативные акты. Конкретно перерегистрацию МУП в ООО путем преобразования регулирует п. 8 статьи 113 ГК РФ и статья 57 ГК РФ. Главная особенность — необходимость отчуждения муниципального или государственного имущества в собственность юридических или физических лиц, иначе называемая приватизацией. С этого начинается пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО.

Отдельно хотелось бы отметить, что к организационно-правовой форме открытого акционерного общества законодательство предъявляет значительно больше требований. Например, существуют требования к раскрытию информации по отчетности и учредительным документам ОАО и ежегодному обязательному аудиту его бухгалтерской отчетности.

  1. Включить муниципальное предприятие в план приватизации муниципального имущества на соответствующий год (текущий или следующий);
  2. Издать распоряжение о подготовке муниципального предприятия к приватизации, в котором определить основные сроки и мероприятия по подготовке к приватизации;
  3. На основании документов предприятия, подготовленных в целях приватизации, принять решение об условиях приватизация муниципальных предприятий и утвердить передаточный акт; осуществить опубликование решения об условиях приватизации в средствах массовой информации;
  4. Принять решение о реорганизации предприятия ЖКХ (если решение об условиях приватизации не содержит такого решения) и утвердить устав;
  5. Заключить контракт с руководителем ОАО;
  6. После государственной регистрации ОАО принять решение о выпуске акций.
  • В течение трех дней с момента принятия решения о реорганизации направить уведомление в налоговые органы;
  • В течение 30 дней с момента принятия решения о реорганизации уведомить письменно всех кредиторов предприятия и разместить сообщение о реорганизации в журнале «Вестнике государственной регистрации»;
  • Получить справку Пенсионного Фонда РФ, подтверждающую представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 — 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (необходима для государственной регистрации ОАО);
  • Подготовить и сдать в налоговые органы пакет документов для государственной регистрации ОАО (не ранее 30 дней с момента публикации сообщения в журнале); при применении упрощенной системы налогообложения одновременно можно подать заявление о ее применении ОАО.
  • Открытие новых счетов в банках; уведомление налоговых органов о них;
  • Получение печатей и штампов на новые реквизиты организации;
  • Переоформление документов, подтверждающих лицензии;
  • Внесение изменений в правоустанавливающие документы на имущество (недвижимость, транспорт);
  • Внесение изменений в договоры с контрагентами (особенно с поставщиками коммунальных ресурсов) в связи со сменой реквизитов;
  • В течение одного месяца с момента государственной регистрации ОАО направить документы для государственной регистрации акций (госпошлина 11 000 рублей).

Основная сущность акционирования заключается в том, что муниципальное предприятие, проходя через процедуру реорганизации, преобразуется в открытое акционерное общество, и все имущество, которое будет передано в составе имущественного комплекса предприятия, перестает быть муниципальным имуществом, а переходит в собственность созданного в результате реорганизации акционерного общества. Взамен муниципалитет получает акции акционерного общества в количестве, соответствующем доле стоимости переданного имущества в уставном капитале.

Предприятия, не подпадающие под предусмотренные условия, должны быть ликвидированы или реорганизованы до 1 января 2025 г. В противном случае они будут ликвидироваться в судебном порядке по иску антимонопольного органа. Однако при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высших должностных лиц субъекта РФ Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной указанными выше нормами.

Кроме того, запрещена деятельность унитарных предприятий на товарных рынках РФ, находящихся в состоянии конкуренции, если выручка предприятия от такой деятельности превышает 10% совокупной выручки за последний календарный год. Запрещается непринятие мер по преобразованию или ликвидации унитарного предприятия, осуществляющего деятельность на товарном рынке, находящемся в состоянии конкуренции, либо создание унитарного предприятия, за исключением случаев, предусмотренных законом.

  • в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами России;
  • в сферах естественных монополий;
  • в области обращения с радиоактивными отходами;
  • для обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных местностях;
  • в случаях, предусмотренных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Федеральный закон от 27 декабря 2022 г. № 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции» вступивший в силу 8 января 2022 г. документ вносит изменения в Закон от 14 ноября 2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и в Закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Поправки ограничивают случаи создания и конкретизирует сферы деятельности унитарных предприятий. Теперь они создаются преимущественно для обеспечения деятельности, относящейся к ведению РФ, в частности:

Органы, уполномоченные на осуществление действий по созданию унитарных предприятий, вправе направить в антимонопольный орган запрос о выдаче заключения о соответствии создания унитарного предприятия либо изменения видов его деятельности антимонопольному законодательству.

  • субъекты естественных монополий в различных сферах — связь, транспорт, водоснабжение и водоотведение, ТЭК;
  • организации, которые обеспечивают безопасность — государственную, гражданскую, пожарную, водную, транспортную, иную;
  • предприятия, которые обеспечивают жизнедеятельность населения в районах Крайнего Севера;
  • ГУП и МУП, которые осуществляют деятельность в области культуры и искусства, включая кинематографию;
  • ФГУП, деятельность которых связана с радиоактивными отходами;
  • структуры, которые работают за пределами РФ.

На основании принятых решений реорганизация государственных предприятий либо муниципальных унитарных структур должна завершиться к 1 января 2025 года. Но и после этой даты реформа не прекратится. Если товарный рынок переходит в состояние конкурентного, антимонопольный орган потребует ликвидировать или реорганизовать учреждение. Если учредитель проигнорирует такое требование, ФАС вправе в судебном порядке закрыть организацию. Таким образом, получается, что ликвидация МУПов до 2025 года — только первый этап, после чего работа по стимулированию конкуренции на рынке продолжится.

Власти решили, что пошаговая инструкция реорганизации МУП в ООО должна соответствовать правилам ГК РФ, действующим для юридических лиц. Дополнительно этот вопрос регулирует федеральный закон №161-ФЗ от 14.11.2002, который позволяет провести реорганизацию путем слияния, присоединения, выделения, разделения либо преобразования в иную форму. Вместе с тем статьей 34 закона №161-ФЗ наложено ограничение: из МУП или ГУП нельзя сделать ООО или АО, унитарное предприятие разрешено трансформировать либо в государственное, либо в муниципальное учреждение. ФГУП допустимо реорганизовать в автономную некоммерческую структуру.

Несколько лет назад российские власти провозгласили развитие конкурентной среды одним из приоритетных направлений деятельности. Один из факторов, который мешает развиваться и расти частному предпринимательству, считают чиновники, — преобладание на определенных рынках федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий. Пользуясь положением и бюджетным финансированием, они находятся в более выигрышном положении, на что не раз обращали внимание и бизнесмены, и Федеральная антимонопольная служба. Вариант, как изменить ситуацию, нашли быстро — ликвидация ФГУПов, ГУПов и МУПов либо их реорганизация.

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2022), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

6.3. В случае отзыва субъектом персональных данных согласия на обработку своих персональных данных Компания обязана прекратить обработку персональных данных и уничтожить персональные данные в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления указанного отзыва, если иное не предусмотрено соглашением между Компанией и субъектом персональных данных. Об уничтожении персональных данных Компания обязана уведомить субъекта персональных данных.

Читайте также:  Многодетным семьям пособия 2022 кемерово

5.1.5. Обжаловать действия или бездействие Компании в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций или в судебном порядке в случае, если гражданин считает, что ООО Юридическая компания «Старт» осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных» или иным образом нарушает его права и свободы.

обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

  1. Все права и обязанности переходят от предшественника (унитарного предприятия) к правопреемнику (Обществу) в соответствии с передаточным актом.
  2. Затрата времени по причине длительного процесса передачи имущества МУП, т. е. из собственности государства РФ в частные руки учредителей Общества. Эта процедура четко регламентирована, и обойти ее никак нельзя.
  3. В МУП может находиться такое имущество, которое нельзя приватизировать – это объекты как культурной, так и социальной инфраструктуры муниципалитета, а также объекты ЖКХ. Поэтому возникают некие сложности относительно определения тех объектов, которые невозможно передать посредством преобразования в ООО.
  • подтверждение факта обработки персональных данных ООО Юридическая компания «Старт»;
  • о правовых основаниях и целях обработки персональных данных;
  • о применяемых Компанией способах обработки персональных данных;
  • о наименовании и местонахождении Компании;
  • о лицах, которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с ООО Юридическая компания «Старт» или на основании федерального закона;
  • перечень обрабатываемых персональных данных, относящихся к гражданину, от которого поступил запрос и источник их получения, если иной порядок предоставления таких данных не предусмотрен федеральным законом;
  • о сроках обработки персональных данных, в том числе о сроках их хранения;
  • о порядке осуществления гражданином прав, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ;
  • наименование и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению Компании;
  • иные сведения, предусмотренные Федеральным законом «О персональных данных» № 152-ФЗ или другими федеральными законами.

План приватизации на; 2022–2022 годы

  • создание условий для эффективного управления государственным имуществом и отчуждение имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • сокращение доли государства в экономике;
  • привлечение инвестиций, стимулирование развития фондового рынка.
  • «Современный коммерческий флот» (до 75% плюс одна акция);
  • «Росспиртпром» (до 75% плюс одна акция);
  • «Банк ВТБ» (до 50% плюс одна обыкновенная именная акция), о продаже привилегированных акций речь не идёт;
  • «Кизлярский коньячный завод» (до 50% плюс одна акция).

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2022–2022 годы (далее — ПП, программа) утверждён распоряжением правительства № 3260-р от 31.12.2022 года. Основными целями создания программы заявляются:

Согласно программе, в ближайшие годы планируется приватизировать 86 федеральных государственных унитарных предприятий, 186 акционерных обществ, доли участия Российской Федерации в 13 обществах с ограниченной ответственностью, а также 1 168 объектов иного имущества государственной казны РФ. Можно предположить, что инвесторов в большей мере заинтересует та часть программы, которая касается продажи долей в акционерных обществах, поскольку это означает, что акции могут быть размещены на фондовом рынке. Хотя условия размещения могут оказаться различными.

  • Махачкалинский морской торговый порт,
  • Племенной форелеводческий завод «Адлер»,
  • Новороссийский морской торговый порт,
  • Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». После передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов сторонней организации.

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера — обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

Законом с 08 января 2022 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета. При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству. Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год. Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов — проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», — пояснила Оксана Кузнецова.

Общественная палата решила направить замечания экспертов авторам проекта для рассмотрения при подготовке документа ко второму чтению. Между тем одна из основных претензий депутатов, озвученная во время первого чтения, не снята. С муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста, говорил депутат Госдумы Николай Арефьев:

По его словам, основные проблемы в реализации закона сосредоточены на муниципальном уровне: на муниципалитетах лежит вся социальная нагрузка, но они испытывают проблемы с финансированием расходов. «Они пойдут самым простым путем – путем передачи собственности в руки тем, кому она нужна. Не получится ли такого, что на законных основаниях у муниципалитетов ничего не останется?» – задал вопрос Журавлев.

Указание президента России об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках Федеральная антимонопольная служба трансформировала в полный запрет на создание новых ГУПов и МУПов и ликвидацию существующих. Инициатива вызвала немало замечаний: Совфед указывал, что закон препятствует исполнению регионами и муниципалитетами своих социальных обязательств; регионы были обеспокоены ликвидацией предприятий в таких сферах, как эксплуатация аэродромов, горноспасательное обслуживание предприятий добывающих отраслей и подземного строительства, производство и реализация лекарств и медизделий, доставка продуктов питания в труднодоступные местности.

На данном этапе антимонопольщики предлагают выключить из проекта территории, в которых конкурентной среды нет, например, в большинстве сел жизнь завязана на одной единственной муниципальной аптеке и магазине. Вторая поправка касается регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые тоже могут не менять форму МУПов. Участники обсуждения отметили тонкий момент, связанный с объединением территорий в городские округа, который идет в ряде регионов. После ликвидации сельских администраций произойдет слияние МУПов, но закон, если он будет принят, помешает этому процессу.

Представитель ФАС заметил, что муниципалитеты и сейчас отдают имущество МУПов коммерсантам. «Вчера рассматривали жалобу из Прокофьевска Кемеровской области. Все хорошие котельные передали «частнику», все плохие – муниципалитеты. Кто принимал решение? Частный собственник? Нет, муниципалитет», – сказал Пузыревский.

Плюсы и минусы преобразования МУП в ООО

Согласно требованиям Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ, определяющего принципы создания и ведения деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, переход МУП в форму общества с ограниченной ответственностью возможно только путем приватизации. Процедура «разгосударствления» имущества четко определена Федеральным законом от 21.11. 2001 года № 178-ФЗ. Исходя из этих требований и общих условий функционирования ООО, можно выделить как «плюсы», так и «минусы» процесса перехода от одной формы к другой.

Оценивая все возможности и ограничения, связанные с процедурой преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, муниципалитет должен принимать взвешенное решение о необходимости приватизации МУП и перспективах дальнейшего функционирования предприятия в новой организационно-правовой форме.

Задача по сокращению количества государственных и муниципальных предприятий актуальна и неоднократно ставилась властями разного уровня. Ведь такое непосредственное участие государства в экономических отношениях давно признано недостаточно эффективным. Вместе с тем, унитарные предприятия позволяют решать оперативные задачи органов власти разного уровня и подконтрольны им. Однако, наличие таких игроков на рынке негативно влияет на конкуренцию, ведь малый и средний бизнес рассчитывает только на собственные силы, ведя деятельность, привлекая кредитные ресурсы, оформляя в лизинг необходимое оборудование. Унитарные предприятия все имущество получает от государства или муниципалитета и обеспечены гарантированным государственным, муниципальным заказом.

Читайте также:  Для Документы Для Развода Через

Неизменным остается то, что приватизация МУП и создание на его базе хозяйственного общества оптимизирует процесс управления имуществом и уменьшает количество субъектов экономической деятельности с участием государства или муниципалитета, что повышает эффективность функционирования всей экономики территории.

Это будет пострашнее, чем пенсионная реформа»

В итоге новые нормы все-таки смогли заручиться поддержкой в Совфеде. «Закон очень чувствительный для муниципальных и региональных властей, но мы добились максимально возможных поправок при его доработке ко второму чтению в Госдуме. Теперь закон выглядит сбалансированным. Он даст возможность не напахать и не сломать то, что эффективно работает. Можно сказать, что палата регионов была услышана», — озвучила позицию Совфеда его спикер Валентина Матвиенко. В дополнение сенаторы приняли постановление, в котором изложили рекомендации правительству при подготовке будущих нормативных актов к принятому закону.

В законе также очерчены направления, в которых такие предприятия смогут продолжить свою работу. Например, их сохранят в сферах безопасности, естественных монополий, в том числе жилищно-коммунального хозяйства, и даже кинематографии. Последняя оговорка появилась в законе при его доработке, в том числе из-за опасений возможного акционирования киноконцерна «Мосфильм», который также работает в статусе ФГУПа.

Депутат Госдумы от КПРФ Николай Коломейцев утверждал, что принятие закона никак не скажется на повышении конкуренции, но может привести «к уничтожению через псевдоприватизацию жизненно важных объектов». «Под эти законы могут попасть „Роскосмос“ и ряд других корпораций, обеспечивающие безопасность страны. Нам непонятна позиция правительства. Мы считаем этот закон жестким лоббированием антинациональных интересов», — заявил он.

При рассмотрении этого закона в Госдуме замруководителя ФАС Сергей Пузыревский обращал внимание депутатов на то, что унитарные предприятия способствуют монополизации на таких конкретных рынках, как сдача имущества в аренду, торговля, сельское хозяйство, строительство, деятельность гостиниц, предприятий общественного питания и т. д.

Если коротко, новые нормы разрешают ликвидировать или реорганизовывать унитарные предприятия на локальных конкурентных рынках, к которым может проявить интерес малый и средний частный бизнес. На социально значимых рынках ГУПы и МУПы смогут остаться, если туда не изъявят желания прийти частные хозяйствующие субъекты. Кроме того, правительство по мотивированному представлению губернатора сможет принять решение о возможности создания или сохранения унитарного предприятия, если это необходимо, например, для устранения последствий чрезвычайных ситуаций или недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения в регионе.

Власти планируют реорганизовать унитарные предприятия до конца 2022 года

Также, согласно закону, государственные и муниципальные унитарные предприятия, созданные до вступления в силу этого закона и осуществляющие деятельность на товарных рынках, находящихся в условиях конкуренции (за исключением разрешенных законом случаев функционирования унитарного предприятия) подлежат ликвидации или реорганизации в срок до 1 января 2025 года.

Вместе с тем согласно поручению вице-премьера, часть ФГУПов смогут сохранить свою форму, если это одобрит специальная правительственная комиссия по проведению административной реформы. Также предполагается, что если ФГУП не сможет эффективно выполнять свои функции в форме акционерного общества, его преобразуют в госучреждение, передает газета «Известия» .

Третье соображение. Не у всех компаний есть перспективы на фондовом рынке. Условно говоря, если уставный капитал общества разделён всего на десять акций, то что предлагать на IPO/SPO? Проходить процедуру листинга и соблюдать требования биржи ради десяти акционеров? Что из себя будут представлять торги этими десятью акциями? Это мы ещё не вспоминаем, что есть законодательные ограничения того, какая компания может считать себя публичной. Наблюдения за бумагами, торгующимися на Московской бирже, показывают, что листинг получают эмитенты, уставный капитал которых разделён более чем на сто тысяч акций. Если вы полистаете список приватизируемых компаний, то увидите, у некоторых компаний выпущено менее тысячи акций.

  • создание условий для эффективного управления государственным имуществом и отчуждение имущества, востребованного в коммерческом обороте;
  • сокращение доли государства в экономике;
  • привлечение инвестиций, стимулирование развития фондового рынка.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2022–2022 годы (далее — ПП, программа) утверждён распоряжением правительства № 3260-р от 31.12.2022 года. Основными целями создания программы заявляются:

Второе соображение, вытекающее из первого. Почему предприятия могут продавать «в одни руки»? Это вполне логично, если доля государства в нём не превышает 25%, и у акционерного общества уже есть мажоритарный акционер (или группа связанных между собой акционеров) с долей более 75%. Компания и так уже практически подчинена основному акционеру (группе связанных акционеров), государство со своим пакетом мало что может противопоставить, разве только уставом компании предусмотрено наличие «золотой акции». Даже если акции компании будут предложены в ходе IPO/SPO, то это мало даст новым миноритарным акционерам. Практика показывает, что в подобных компаниях интересы таких акционеров не на первом месте, да и делистинг с принудительным выкупом — дело времени. На страницах «Открытого журнала» вы можете почитать материалы про «сундуки мертвецов» (первую, вторую и третью части), чтобы наглядно убедиться в том, как это бывает на практике.

  • Махачкалинский морской торговый порт,
  • Племенной форелеводческий завод «Адлер»,
  • Новороссийский морской торговый порт,
  • Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкспорт». После передачи его полномочий в части экспорта драгоценных металлов и драгоценных камней Госфонда России, необработанных алмазов и бриллиантов государственных фондов драгоценных металлов и драгоценных камней субъектов Российской Федерации и реализации представительных партий необработанных природных алмазов сторонней организации.

Помимо «Мосфильма» и краснодарского комбината питания, в Госдуму с просьбой их не ликвидировать обратились еще несколько региональных унитарных предприятий. Среди них, к примеру, ГУП «Петербургский метрополитен» и ФГУП «Военизированная горноспасательная часть», подведомственная МЧС. Об этом рассказал Би-би-си собеседник в нижней палате парламента, представители предприятий подтвердили это Би-би-си.

Эксперты называют их пережитком СССР, и власти многие годы пытались реформировать эту сферу. Но количество таких организаций только росло: по данным Федеральной налоговой службы, за пять лет, с января 2013-го по январь 2022 года, число унитарных предприятий выросло почти на 40%.

Часто учредители ГУПов и МУПов обходят жесткий закон о контрактной системе в госзакупках, по которым закупаются госведомства, и отдают субсидии своим унитарным предприятиям. А те приобретают товары и услуги для заказчиков уже по другому, более мягкому закону, по которому закупаются госкомпании.

«В 30-е и 40-е годы их просто не называли унитарными предприятиями. Такая форма появилась в связи с изменениями законодательства в начале 90-х годов. А, по сути, современные унитарные предприятия — это те же самые советские предприятия, которым не принадлежало имущество и которые за него не отчитывались», — рассказывает Орлов.

По закону унитарные предприятия считаются коммерческими организациями, поскольку подразумевается, что они должны приносить прибыль своему собственнику. Но собственником в этом случае может быть только государство. Кроме того, унитарному предприятию ничего не принадлежит — оно только пользуется госимуществом.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия: плюсы и минусы

Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Всякое название, что дается данному субъекту, должно раскрывать принадлежность имущества. Это четко прописано в уставных документах. Данное предприятие отвечает по возникшим обязательствам в пределах данного имущества, при этом, не неся ответственности перед его владельцем.

В законодательной базе об этом четко прописано. Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца. Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:

Однако, как и везде тут тоже есть минусы. Если их анализировать с экономической стороны, то они не эффективны. Уровень заработной платы у них стабилен, а поэтому не повышается, что ведет к уменьшению продуктивности в работе, так как теряется интерес со стороны своих же работников. Также тут наблюдается использование собственных ресурсов для получения выгоды, поэтому развивается бюрократическая система.

Утверждение дочерних структур такими субъектами невозможно. В законодательной базе также указан и этот нюанс. Делается это для того, чтобы не дать возможности потерять из под своего контроля имущество, которое передается дочерним структурам. Осуществление финансирования таких субъектов происходит по общему порядку, как и в прочих прибыльных организациях.

Почему МУПы и ГУПы не умирают и не сдаются

Инициированный правительством и поддержанный президентом законопроект о запрете создания новых унитарных предприятий с 2022 г. и их преобразовании в акционерные общества к 2022 г. вызвал небывалое сопротивление самых разных сил – от членов Совета Федерации, пообещавших отклонить принятый пока только в первом чтении законопроект как антиконституционный, до главного правового управления администрации президента, направившего отрицательный отзыв, и, конечно, самих МУПов и ГУПов.

Унитарные предприятия – государственные и муниципальные – это, по сути, советское еще наследие, органы власти создают их для исполнения отдельных своих функций, от услуг ЖКХ до телерадиовещания. Это, как правило, громоздкие и непрозрачные структуры, часто с очень низкой производительностью труда и высокими затратами на производство товаров и услуг. Они действуют и на конкурентных рынках, но за счет доступа к административному ресурсу и бюджетному финансированию конкуренцию убивают. Акционирование позволит повысить прозрачность и эффективность таких предприятий, сократит пространство для коррупции и злоупотреблений.

Читайте также:  Проездной на электричку 2022 на месяц

Мощное сопротивление неудивительно: унитарные предприятия – это часто очень большие деньги и мало контроля. В регионах ГУПы и МУПы, генерирующие большую выручку, нередко выполняют роль кормушек для местных элит, служа черными кассами или источником дополнительного незаконного заработка, говорит Шуманов. Кроме того, в нарушение законодательства руководители ГУПов и МУПов часто занимаются частным бизнесом – в 2022 г. «Трансперенси» проверила около 9000 унитарных предприятий и выявила 568 таких нарушений.

Плану избавиться от ГУПов и МУПов уже много лет. В декабре 2022 г. президент утвердил разработанный ФАС план – по развитию конкуренции и направленный на сокращение доли государства в экономике. В сфере ЖКУ, например, доля ГУПов и МУПов, занимающихся тепло- и водоснабжением, должна в 2022 г. сократиться до 10% от уровня 2022 г., когда численность унитарных предприятий, по данным ФАС, достигла максимума – 23 200. Но этот план, считает заместитель гендиректора «Трансперенси интернешнл – Р» Илья Шуманов, регионами, по сути, саботируется. По данным ФНС, число унитарных предприятий за последние пять лет выросло почти вдвое.

Законопроект нацелен на перераспределение админресурса, говорит председатель экспертного совета фонда «Хамовники» Симон Кордонский: бизнес и чиновники возвращают деньги из-за границы, которые некуда пристроить, инфраструктура, в том числе коммунальная, – интересный ресурс. Это камень в огород тех чиновников, кто привык кормиться с бюджетов, но к формированию нового рынка закон не приведет, считает Кордонский.-

Правительство к мнению законодателей прислушалось и 21 марта, как следует из данных системы обеспечения законодательной деятельности, внесло в Госдуму поправки ко второму чтению документа. Они сдвигают срок ликвидации ГУПов и МУПов с 2022 года на 1 января 2023 года.

Это сельские аптеки, доставка продуктов в отдалённые северные районы, транспортное сообщение с небольшим пассажиропотоком, банно-прачечные услуги населению, хлебопекарни, обслуживающие дома престарелых и социальные учреждения, и многое другое, без чего невозможно прожить в российской глубинке.

Поскольку вся нормативная база, включая указ президента о ликвидации МУПов и ГУПов (№618 от 21.12.2022), сформирована с целью не допустить преобладания унитарных предприятий на конкурентных рынках, продолжат функционировать те предприятия, которые особо важны для государства или не мешают работать частному бизнесу:

По замыслу инициаторов реформы, она поможет уменьшить расходы местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Муниципальные образования избавятся от МУПов, деятельность которых не соответствует изначальным целям. Вместо них могут возникнуть частные предприятия, что будет способствовать росту конкуренции.

Опасность заключается в том, чтобы нам не оказаться в 2025 году с невыполненными ожиданиями, в ситуации цейтнота и необходимости принятия срочных мер по ликвидации, реорганизации предприятий, что может в таком срочном режиме сказаться негативно и на экономических процессах, и в том числе на сотрудниках этих предприятий», — сказал Молчанов.

Преобразование МУП в ООО; порядок, условия и пошаговая инструкция

Оценивая все возможности и ограничения, связанные с процедурой преобразования муниципального унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью, муниципалитет должен принимать взвешенное решение о необходимости приватизации МУП и перспективах дальнейшего функционирования предприятия в новой организационно-правовой форме.

При любом из этих вариантов унитарное предприятие не позднее 30 дней с даты принятия решения обязано уведомить в письменной форме всех известных ему кредиторов и поместить в органах печати сообщение о таком решении. Приказом МНС России от 29.09.»Об учреждении средства массовой информации для обеспечения публикации сведений согласно законодательству Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц» для этих целей учрежден журнал «Вестник государственной регистрации».

1 ст. 2 и п. 1 ст. 29 Закона N 161-ФЗ). Согласно п. 4 ст. 14 Закона N 178-ФЗ порядок принятия решений об условиях приватизации ГУП определяется органами государственной власти субъектов РФ самостоятельно.В соответствии с правилами, установленными ст. 11, п. 4 ст. Инфо Главная → Читалка Преобразование МУП в ООО опубликовано: № 37 (1247) — сентябрь 2022, добавлено:

  1. Данные руководителя (ФИО, паспортные данные, место жительства);
  2. Сведения об участниках общества;
  3. Размер уставного капитала;
  4. Выбранная форма реорганизации.
  5. Реквизиты банковских счетов;
  6. Дата и место составления;
  7. Наименование юридического лица (полное и сокращенное);
  8. Юридический адрес;

Государственное унитарное предприятие (ГУП) создается по решению уполномоченного государственного органа и его имущество находится в государственной собственности. Муниципальное унитарное предприятие (МУП) создается по решению уполномоченного органа местного самоуправления и его имущество находится в муниципальной собственности.

АУСН: все о новом налоговом режиме для бизнеса

Проект предусматривает сокращение выплат благодаря учету расходов на свое дело. Данные о расходах будут поступать в ФНС при помощи онлайн-ККТ, банковских платежей. Увеличение нагрузки, по замыслу создателей системы, сбалансируется благодаря отмене страховых взносов как за самих предпринимателей, так и за работников.

  • В 2022 году он заработает 350 тысяч руб.
  • ИП работает в Москве, а значит, не может использовать пониженную УСН.
  • Взнос составит 21 тысячу руб. (350 тысяч × 6%).
  • Но предприниматель может оплатить только страховые взносы, так как они выше – 43 211 руб. (34 445 + 8766).

Как понятно из названия, если все операции автоматизированы (банковские проводки, выплата зарплаты, кассовые операции), то государственная инспекция сама рассчитает сумму сборов на основании данных безналичных расчетов. Нельзя сказать, что предлагаемый режим полностью заменит традиционную бухгалтерию. Но он позволит бизнесу вести ее в удобном для себя формате, отслеживая основные показатели.

Приведем пример. У Артема небольшое кафе, работают в нем две официантки, сам Артем, повар, помощник. Они работают через онлайн-кассу, зарплату сотрудники получают на карту – нет препятствий для перехода на новый режим. Наоборот, если раньше сотрудничество с самозанятыми (кондитерами, пекарями, курьерами) было трудно оформить, то теперь с этим нет никаких сложностей. У Артема отпала необходимость платить страховые взносы, возиться с декларациями, заполнять формы отчетов или отдавать это специалисту на аутсорс.

Переход на АУСН происходит через уполномоченный банк из специального перечня (находится на рассмотрении): предприниматель должен поручить ему передавать информацию об операциях налоговым органам. Уведомить об этом налоговую предприниматель должен самостоятельно, в личном кабинете.

Владелец-учредитель может самостоятельно ликвидировать имущество, что не находится в обороте и ни как не применяется. Лишь владелец может выразить свое согласие на использование казенным предприятием его имущества. Наименование предприятия в любом случае должно иметь слово «казенный».

В законодательной базе об этом четко прописано. Когда применяется оперативный способ осуществления распоряжения имуществом со стороны казенных учреждений, то им необходимо для начала получить согласие на то у владельца. Владелец имущественного комплекса ставит перед собой такие задачи:

Законодательная база касательно унитарных предприятий гласит, что основной их работой выступает поиск решений задач, которые имеют государственное значение. При формировании указанных юридических лиц, государство либо муниципалитет предоставляет им имущество, что будет находиться в их собственности на праве осуществления хозяйственного ведения либо оперативного управления.

Зачастую такое государственное предприятие располагает уставным капиталом, который превышает 5000-кратный размер минимальной оплаты труда за месяц. Что касается муниципального предприятия, то в данном случае он должен быть более 1000-кратного размера. Уставной фонд формируют лишь в муниципальных субъектах.

Унитарные предприятия не могут осуществлять использование своего имущества. В законодательной базе под унитарными предприятиями (государственные, а также муниципальные унитарные) понимаются организации, главной целью которых выступает получение выгоды, но при этом у них есть имущество, пользоваться и распоряжаться которым они не могут. И на суть вопроса не влияет, каким образом они его получили. Указанное имущество считается муниципальной собственностью. Его невозможно поделить по различным вкладам.

Преобразование МУП в ООО; порядок, условия и пошаговая инструкция

Имущество принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Это имущество является неделимым и не может быть распределено, в том числе между работниками предприятия. Собственник — власть: федеральная или городская. Собственник назначает руководителя, который ему полностью подотчетен.

Унитарные предприятия могут быть преобразованы (реорганизованы). Преобразуются они, понятно, не по своей воле, и опять-таки их преобразование не всегда является следствием конкретной экономической ситуации. Приказ, указ, постановление — и коммерческая организация безмолвно подчиняется.

  • слияние двух или нескольких унитарных предприятий;
  • присоединение к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • разделение унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделение из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразование унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы.
  • Заявление о внесении записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (ф. 16003 );
  • Договор о присоединении;
  • Свидетельство о государственной регистрации;
  • Один экземпляр учредительного документа с отметкой регистрирующего органа;
  • Лист записи ЕГРЮЛ.

Согласно требованиям Федерального закона от 14.11. 2002 № 161-ФЗ, определяющего принципы создания и ведения деятельности государственных и муниципальных унитарных предприятий, переход МУП в форму общества с ограниченной ответственностью возможно только путем приватизации.

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения