Бухгалтерский Учет 2022год Услуг Электронных Площадок

Содержание

Бухгалтерский учет обеспечения участия в электронных торгах

При проведении торгов на электронной площадке блокируется лицевой счет участника и денежные средства на нем. В рамках госзакупок, согласно ФЗ №44, спецсчета открываются не на электронной площадке, а в банке. Перечень банков определен распоряжением Прав-ва №1451-р от 13-07-18 г.

Современные торги проводятся в удобной электронной форме на сетевых электронных площадках. Нет необходимости покидать офис, чтобы отслеживать торги и их результат. Перед бухгалтером компании в первую очередь возникает вопрос, как учесть суммы, обеспечивающие участие в электронной торговой процедуре: аукционе или конкурсе.

Вопрос: Казахстанская организация предоставляет российской организации возможность участия в электронных торгах. Относятся ли указанные услуги к услугам в электронной форме в соответствии со ст. 174.2 НК РФ? Возникают ли у российской организации обязанности налогового агента по НДС?
Посмотреть ответ

  • по итогам конкурса или аукциона участник не признан победителем;
  • торги отменены по инициативе контролирующего органа, организатора;
  • участник принял решение не участвовать в них, либо снят с торгов, оказался единственным поставщиком, например, при проведении госзакупки.

Торги – одна из эффективных форм заключения сделок, которой гарантируются их максимальная прозрачность и максимальная выгода для обеих сторон. Это касается как организаторов, так и участников. В некоторых случаях договор можно заключить только через участие в процедуре закупки посредством торгов, например, если речь идет о покупателях: МУП, госучреждениях, госкорпорациях.

Поскольку по условию вопроса доступ к сайту у организации «открыт» в течение года, то информацию с данного сайта предприятие также предполагает получать в течение года. Иными словами, расходы на оплату доступа к сайту относятся, по нашему мнению, к авансам выданным.

Указанные положения НК РФ финансовое ведомство истолковывает следующим образом: расходы, которые относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, должны признаваться в целях налогообложения не единовременно, а равномерно в течение срока, к которому они относятся (смотрите, например, письма Минфина России от 15.08.2022 N 03-03-06/1/47690, от 14.03.2022 N 03-03-06/1/13948, от 09.02.2022 N 03-03-06/1/6519, от 18.01.2022 N 03-03-06/1/1123, от 21.09.2022 N 03-03-06/4/53865). Если из документов, подтверждающих расходы, этот срок установить невозможно, то он определяется налогоплательщиком самостоятельно.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Кроме того, определяющим критерием для признания расходов является то, что расходы произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
В рассматриваемом случае ООО использует ЭТП для реализации продукции (работ, услуг). Считаем, что в этих условиях расходы организации на оплату доступа к электронной торговой площадке могут быть признаны для целей налогообложения.

В соответствии с п. 18 ПБУ 10/99 расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления (допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности). Вместе с тем если расходы обусловливают получение доходов в течение нескольких отчетных периодов, то они признаются в отчете о прибылях и убытках путем их обоснованного распределения между отчетными периодами (п. 19 ПБУ 10/99).

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на оплату услуг вычислительных центров, информационных систем можно отнести на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.

Прежде чем говорить об изменениях учетной политики 2022, напомним ее общие правила. В соответствии с п. 5, 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика должна применяться последовательно из года в год, а изменение учетной политики может производиться только в случаях:

  • изменения требований законодательства РФ о бухгалтерском учете, федеральных и (или) отраслевых стандартов;
  • разработки или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, приводящего к повышению качества информации об объекте учета;
  • существенном изменении условий деятельности организации.
  • срок аренды не превышает 12 месяцев на дату предоставления предмета аренды;
  • рыночная стоимость предмета аренды без учета износа (то есть стоимость аналогичного нового объекта) не превышает 300 000 руб.
  • если компания-арендатор вправе вести упрощенный бухучет и не планирует выкупать предмет аренды (по условиям договора) или сдавать его в субаренду.
  • применение ФСБУ 6/2022 перспективно (только в отношении фактов хозяйственной жизни, имевших место после начала применения ФСБУ 6/2022, без изменения сформированных ранее данных бухгалтерского учета);
  • не применение порядка корректировки первоначальной стоимости основного средства в связи с изменением величины оценочного обязательства по будущему демонтажу, утилизации объекта основных средств и восстановлению окружающей среды, предусмотренный стандартом;
  • отказ от проверки основных средств на обесценение и учета изменений их балансовой стоимости вследствие обесценения.

С 1 января 2022 года ФСБУ 6/2022 «Основные средства» и ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения» стали обязательными к применению всеми организациями, за исключением бюджетной сферы (см. приказ Минфина России от 17.09.2022 N 204н). Для организаций, которые вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета предусмотрены некоторые послабления.

Прописано как считать налог, если в течение года появилось или прекратилось право на льготу. В таких случаях налог нужно рассчитывать с учётом коэффициента: число полных месяцев без льготы, делённые на 12. Месяц возникновения или прекращения права на льготу принимается за полный месяц.

Скорректировали правила расчёта страхового стажа для определения размеров пособий по болезни, беременности и родам. Теперь в стаж включают и периоды работы в иностранном государстве до получения гражданства в России, если есть международные договоры, предусматривающие суммирование стажа.

Определили список документов для выплаты пособия и порядок их получения. Это связано с тем, что на постоянной основе начинает действовать механизм прямых выплат и переходом на электронные больничные. ФСС, страхователь и работник будут взаимодействовать и обмениваться документами по упрощённой процедуре.

Установлены пределы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний. Он остался на уровне 2022 года: 20% от суммы взносов, начисленной за прошлый год. В отношении работников предпенсионного возраста при направлении их на санаторно-курортное лечение этот показатель может быть увеличен до 30%.

Единый налоговый платёж для ИП. Предприниматели, которые перейдут на такой режим, будут платить налоги и сборы одним платёжным поручением без уточнения вида платежа, срока уплаты и принадлежности к уровню бюджета. ИФНС самостоятельно зачтёт суммы в счёт предстоящих платежей или недоимки.

Изменения в 2022 году, о которых нужно знать бухгалтеру

С 01.04.2022 начнет действовать новая Инструкция ЦБ РФ от 30.06.2022 N 204-И «Об открытии, ведении и закрытии банковских счетов и счетов по вкладам (депозитам). Компаниям и ИП нужно учесть, что с указанной даты каждый банк будет сам определять перечень документов, необходимых для открытия расчетного счета. Кроме того, отменяется унифицированная форма карточки с образцами подписей и оттиска печати — заполнять следует форму, установленную банком. Карточки, оформленные по нормам прежней инструкции ЦБ, банки обязаны принимать до 01.10.2022.

Сразу два закона, ужесточающие наказания для продавцов маркированных товаров, вступают в силу с декабря 2022 года: от 01.07.2022 N 293-ФЗ и от 11.06.2022 N 204-ФЗ. Первый вводит уголовную ответственность за поддельные средства идентификации для маркировки товаров при крупном или особо крупном размере правонарушения (ст. 171.1 УК РФ). Второй закон ужесточает административные штрафы: до 100 000 руб. компания заплатит за представление неполных или недостоверных сведений, опоздание с отчетностью по маркированным товарам (ст. 15.12 КоАП РФ). А за продажу немаркированных лекарств не только оштрафуют, но и конфискуют оборудование.

В 2022 году продолжит действовать запрет на плановые проверки малого бизнеса. Эта мера не распространяется на объекты, представляющие опасность для жизни людей, компании, деятельность которых попадает под обязательное лицензирование и предприятия, где используется атомная энергия (Постановление Правительства N 1520 от 08.09.2022).

До 31.12.2024 продлено действие ограничения по уменьшению базы по налогу на прибыль за текущий период на сумму убытков прошлых периодов не более чем на 50% (п. 2.1 ст. 283 НК РФ в ред. Федерального закона от 02.07.2022 N 305-ФЗ). Не распространяется это ограничение только на налоговые базы, к которым применяются пониженные ставки по налогу на прибыль.

ФНС скорректировала действующий порядок представления годовой бухотчетности в ГИРБО, утв, Приказом ФНС от 13.11.2022 N ММВ-7-1/569@. Теперь отчетность и аудиторское заключение можно представить в ГИРБО не только по ТКС через оператора ЭДО, но и через сайт ФНС. Из текста Порядка исключили фразу о возможности сдачи отчетности на бумаге субъектами МСП (Приказ ФНС от 28.09.2022 N ЕД-7-1/843@).

Основные изменения в КВР и КОСГУ с 2022 года: применяем с учетом новшеств

Отдельно хотелось бы остановиться на достаточно «проблемном» КВР 247 «Закупка энергетических ресурсов». В 2022 году относительно порядка его использования было немало вопросов. Сложности возникали с оплатой расходов на горячее водоснабжение, так как описание этого кода не предусматривало отнесение затрат на водоснабжение (включая горячее водоснабжение) на него. Приходилось анализировать, в рамках какого вида договора осуществляются затраты, как выставлены первичные документы, цель использования горячей воды и т.п. Ведь учитывая, что теплоснабжение и водоснабжение могли быть предусмотрены в рамках одного договора, критерием применения КВР должно было являться направление средств на обеспечение отопления либо на обеспечение водоснабжения (см., к примеру, письмо Минфина России от 26.04.2022 N 02-05-10/31757). В общем, все было не очень определенно.

До внесения конкретных изменений в Порядок N 85н существовали различные точки зрения по поводу отражения расходов на обеспечение участия спортсменов в спортивных соревнованиях, тренировочных и других мероприятиях через командируемых подотчетных лиц. Речь идет о таких расходах спортсменов как: затраты на проезд, проживание, питание, организационные взносы, иные расходы, связанные с участием в мероприятиях в случаях, когда денежные средства выдаются не им «на руки», а сопровождающему, который является командируемым сотрудником и подотчетным лицом учреждения. Сомнения развеяны и теперь в нормативном документе четко прописано, что такие расходы следует отражать по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг». Кстати, по этому же КВР отражаются затраты, связанные с платой, взимаемой оператором электронной площадки.

С 2022 года статья 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам» КОСГУ дополнится новыми подстатьями. В настоящее время безвозмездные перечисления, отражаемые по соответствующим подстатьям статьи 250 КОСГУ, не разделены на перечисления текущего и капитального характера. Все изменится в начале следующего года путем дополнительной детализации статьи 250 КОСГУ.

Читайте также:  Законные Причины Остановки Транспортного Средства В России 2022

Существующие на сегодняшний день подстатьи 251, 252 и 253 КОСГУ изменят свое название и будут использоваться для безвозмездных перечислений текущего характера. А вот для отражения безвозмездных перечислений капитального характера добавляются 3 новые подстатьи КОСГУ:

Наконец с 2022 года порядок применения КВР 247 уточнен. Закрытый перечень расходов по видам энергетических и (или) коммунальных ресурсов дополнен. Для расходов 2022 года теперь существует прямая норма, которая устанавливает, что по КВР 247 оплачиваются расходы на теплоснабжение, в том числе на горячее водоснабжение. Кроме того конкретизированы расходы на газоснабжение.

Детализация каждой расходной операции экономического субъекта бюджетной сферы — основа планирования и исполнения бюджета. От правильности выбранного кода вида расхода и классификации операций сектора госуправления зависит эффективное и прозрачное планирование, обеспечение целевого использования выделенных средств и достоверность бухгалтерской отчетности.

Код вида расхода, или КВР, — это специальный числовой код, позволяющий сгруппировать однородные виды расходных операций по их содержанию с целью управления бюджетным процессом в части расходования средств и контроля над его исполнением в соответствии с действующими требованиями бюджетного законодательства.

До 2022 года расшифровка планов-графиков составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Бюджетную отчетность следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

  • коммунальные услуги по счетам управляющих компаний в многоквартирных домах;
  • компенсацию стоимости коммунальных услуг арендодателей и ссудодателей;
  • поставку топлива (исключение — природный газ по газораспределительной сети);
  • водоснабжение и горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу;
  • энергосервисные договоры и контракты.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2022 год

Следите за изменениями в работе с помощью КонсультантПлюс. Настройте индивидуальный профиль и получайте уведомления о новостях и поправках сразу, как они появляются. Инструкции в системе обновляются сразу после изменений и всегда актуальны. Попробуйте бесплатно 2 дня!

  • 136 — для учета доходов от возврата дебиторской задолженности прошлых лет, ее применяют для поступления средств при возврате бюджетными и автономными учреждениями субсидий по невыполненному муниципальному заданию;
  • 139 — для учета доходов от возмещения ФСС расходов страхователей на предупредительные меры по сокращению профзаболеваний, травматизма, на ней же учитываются и затраты на санаторно-курортное лечение;
  • подстатьи статьи 190 теперь не используют для учета кассовых поступлений и выбытий.

С 2022 года коды КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но используются в учете и отчетности. В 2022 году необходимо применять их для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. В Приказе № 209н указано, что такое КОСГУ в бухгалтерии, — коды для оперативного учета в бюджетном учреждении. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. от 28.12.2022).

Бухгалтеру бюджетной сферы следует обратить особое внимание на обновленные регламенты — виды расходов, КОСГУ по Приказу № 65н неактуальны. Необходимо работать по Приказам № 85н и № 209н. Применение в учете устаревших кодов не допускается, в противном случае руководителя привлекут к ответственности.

Код бюджетной классификации представляет собой 20 символов, он определяет содержание операции. Для специалистов это означает, что государственные (муниципальные) расходы и доходы классифицируются по различным признакам: планируемые и незапланированные, текущие и капитальные, по уровню принадлежности соответствующего бюджета и т. д. Кодификатор операций сектора госуправления (КОСГУ) используется для дополнительной детализации операций бюджетного учета.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает КОСГУ и составляется по статьям затрат.

Бюджетное учреждение заключило договор на проведение периодического медицинского осмотра водителей. Такие затраты относим на подстатью 226 КОСГУ. В эту категорию следует относить все виды работ и услуг, которые не включены в подстатьи 221-225, 227-229 КОСГУ.

В части оплаты по тарифам за поставку электроэнергии, поставку газа, за теплоснабжение, а также оплаты транспортировки газа, электричества по газораспределительным и электрическим сетям (за исключением аналогичных расходов зарубежных аппаратов государственных органов (направление расходов 90039 «Расходы на обеспечение функций зарубежного аппарата государственных органов»), при обеспечении деятельности которых вид расходов 247 не применяется)

Еще в 2022 (после регистрации Приказа № 133н) бюджетникам придется учитывать на подстатье 273 КОСГУ «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» выбытие денег при недостаче, хищении, отзыве лицензии у кредитной организации. Проведите операцию в бухучете днем признания требования о возмещении ущерба или днем поступления денег в счет погашения долга.

Учреждение заказывает проектно-сметную документацию по реконструкции здания. Анализируем операцию. Подготовка ПСД не является прямыми расходами на капитальное строительство или ремонт. Следовательно, услуги, работы для целей капитальных вложений относим на подстатью КОСГУ 228 в увязке с КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Учет операций аренды у арендатора в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

Начнем с того, кто имеет право не применять новые правила учета. В случае если договором аренды не предусмотрен переход права собственности на предмет аренды к арендатору, отсутствует возможность выкупа арендатором предмета аренды по цене значительно ниже его справедливой стоимости на дату выкупа и предмет аренды не предполагается предоставлять в субаренду, а так же:

В данной статье мы рассмотрим порядок бухгалтерского учета операций, связанных с договором аренды у арендатора. Сразу отметим, что учет со стороны арендатора никак не зависит от учета данных операций со стороны арендодателя. И по большому счету арендатору всё равно как арендодатель классифицирует у себя объект учета аренды.

Приведенная стоимость будущих арендных платежей определяется путем дисконтирования их номинальных величин. Дисконтирование производится с применением ставки, при использовании которой приведенная стоимость будущих арендных платежей и негарантированной ликвидационной стоимости предмета аренды становится равна справедливой стоимости предмета аренды. При этом негарантированной ликвидационной стоимостью предмета аренды считается предполагаемая справедливая стоимость предмета аренды, которую он будет иметь к концу срока аренды, за вычетом суммы, подлежащей оплате (получению) в связи с гарантиями выкупа предмета аренды по окончании срока аренды.

*️⃣ пересмотр стоимость, например при изменении условий договора лизинга (п. 21 ФСБУ 25/2022). При изменении арендных (лизинговых) платежей в результате мер, принимаемых в связи с коронавирусом, следует учитывать документ МСФО «Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19 (Поправка к МСФО (IFRS) 16)» (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 05.10.2022 N 226н) и документ МСФО «Уступки по аренде, связанные с пандемией COVID-19, действующие после 30 июня 2022 года (Поправка к МСФО (IFRS) 16)» (введен в действие на территории РФ Приказом Минфина России от 20.08.2022 N 112н).

Кроме того, ФСБУ 25/2022 не применяется при предоставлении в аренду участков недр для геологического изучения, разведки и (или) добычи полезных ископаемых, результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, а также материальных носителей, в которых эти результаты и средства выражены и объектов концессионного соглашения.

Учет затрат за услуги по предоставлению доступа к электронной торговой площадке

Так, согласно пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи, вычислительных центров и банков, включая расходы на услуги факсимильной и спутниковой связи, электронной почты, а также информационных систем (СВИФТ, информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» и иные аналогичные системы) относятся к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими. Расходы на оплату услуг вычислительных центров, информационных систем можно отнести на основании п.п. 5, 7 ПБУ 10/99 к расходам по обычным видам деятельности.

При этом в п. 1 ст. 272 НК РФ указано: «В случае, если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов».

При этом обращаем внимание, что высказанная точка зрения является нашим экспертным мнением. Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов по рассматриваемой ситуации, организация может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу, наличие которых учитывается в случае возникновения спора в качестве обстоятельства, исключающего вину налогоплательщика (ст. 111 НК РФ).

Поскольку по условию вопроса доступ к сайту у организации «открыт» в течение года, то информацию с данного сайта предприятие также предполагает получать в течение года. Иными словами, расходы на оплату доступа к сайту относятся, по нашему мнению, к авансам выданным.

Правила внесения в бухучёт обеспечения заявки и контракта

Денежные средства, потраченные в качестве комиссионных сборов за победу в электронных торгах, можно считать статьёй расходов на телекоммуникационные услуги (пп. 25 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса РФ) или записать их как другие расходы (пп. 49 п. 1 ст. 264 Налогового Кодекса РФ). При этом следует помнить, что расходы должны быть экономически обоснованы и в обязательном порядке иметь документальное подтверждение (п.1 ст. 252 Налогового Кодекса РФ).

Денежные средства, хранящиеся на специальном счёте, открытом для обеспечения сделки, необходимо отражать на счёте 55 «Специальные счета в банках». Допускается открытие к нему субсчёта, например, «Электронная площадка» или «Торги», который поможет развести заблокированные и свободные денежные средства в момент формировании внутренних проводок.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

При этом следует учитывать, что начисленные на денежные средства, хранящиеся на спецсчёте, проценты необходимо отражать в отчётности точно также как и любые другие проценты на депозите, т.е. как прочие доходы на счёте 76 «Расчёты с разными дебиторами и кредиторами»:

Документальное подтверждение осуществляется при помощи закрывающих документов — акта об оказании услуг и счёт-фактуры от ЭТП, также закрывающим документом может быть и универсальный передаточный документ. Документация может быть представлена как на бумажном носителе, так и в электронном виде с заверением электронной подписью оператора.

Читайте также:  Стоит Ли В 2022 Году Переводить Пенсионные

Применение машиночитаемой доверенности также станет обязательным с 1 января 2022 года. Но до сих законодательно не проработан весь процесс выдачи МЧД, а реформа затрагивает не только УЦ, но и всех участников рынка, применяющих ЭДО, поэтому власти задумались о введении переходного периода.

В 2022 году руководители организаций и ИП будут получать подпись на себя в УЦ ФНС или доверенных лиц ФНС. А сотруднику, который отвечает за сдачу отчётности, потребуется ЭЦП на своё имя и машиночитаемая доверенность. ЭЦП и МЧД для сотрудников будут выдавать УЦ, аккредитованные по новым правилам.

С 1 января 2022 года все коммерческие УЦ, в том числе УЦ «Калуга Астрал», утратят право выпуска сертификатов на руководителей организаций и ИП. Электронную подпись руководителя можно будет получить только при обращении в УЦ ФНС России или к доверенным лицам УЦ ФНС.

В 2022 году изменится схема применения ЭЦП при подписании электронных документов и отчётности. Сейчас руководитель может получить в любом аккредитованном по новым правилам УЦ подпись на имя организации, оформить доверенность на бухгалтера или другого ответственного сотрудника, и этот сотрудник подписывает электронные документы подписью организации.

Электронная подпись нужна всем, кто сдаёт электронную отчётность. Если подойдёт срок сдачи отчётности, а у компании или ИП не будет сертификата, подписать и сдать отчёты не получится, а это чревато штрафами и другими санкциями, вплоть до приостановки деятельности. Поэтому нужно заранее позаботиться о том, чтобы с 1 января 2022 года у вас был действующий сертификат ЭЦП.

  1. Аккредитация участников закупок на всех площадках будет бессрочной и автоматической (после регистрации в ЕИС), кроме специализированной электронной площадки (АСТ ГОЗ), для аккредитации на которой необходима подача заявления.
  2. Требования к заявке и инструкция по ее заполнению будут приложением к извещению об осуществлении закупки. Документацию о закупке заказчики формировать не будут, вся информация будет в извещении и приложениях.
  3. Требования к заявке становятся едиными для всех конкурентных процедур. Из новых или измененных элементов заявки следует отметить необходимость указания ИНН всех лиц, которые могут быть включены в РНП согласно статье 104 закона № 44-ФЗ, адреса юридического лица в пределах места нахождения или места жительства физического лица (адреса в соответствии с регистрацией по месту жительства), при этом согласие на обработку персональных данных участника не требуется; реквизитов счета участника, на который будет перечислена оплата по контракту. Вместо «конкретных показателей» в заявке нужно будет указывать характеристики предлагаемого товара, страну происхождения товара в соответствии с классификатором стран мира.
  4. Законодательно установлено, что подача заявки означает согласие участника закупки на все условия, изложенные заказчиком в извещении.
  5. Оператор вернет заявку в течение часа после её подачи, если от банка поступит информация о недостаточности денежных средств на специальном счете (если обеспечение заявки предоставляется денежными средствами); после этого можно будет пополнить счет и еще раз подать заявку.
  6. Оператор также будет возвращать заявку, если в качестве страны происхождения товара участник указал иностранное государство, а заказчик установил запрет на поставку иностранных товаров; если закупка объявлена для СМП и СОНО, а участник не представил декларацию об отнесении к СОНО и отсутствует в реестре субъектов МСП.
  7. Введена универсальная предквалификация для закупок, НМЦК которых больше или равна 20 млн руб.: исполнение в течение последних трех лет контракта по 44-ФЗ или договора по 223-ФЗ с суммой исполненных обязательств не менее 20% НМЦК и отсутствием неоплаченных неустоек. Скан-копии подтверждающих документов нужно будет заранее разместить в реестре участников на каждой электронной площадке.
  8. Введено новое требование к участнику закупки: не иметь в составе участников, учредителей, владельцев более 10% акций (долей) офшорной компании.
  9. Требования к участникам из статьи 31 закона № 44-ФЗ распространены на отдельные закупки у единственного поставщика, в т.ч. по пп. 4, 5 ч.1 ст. 93 закона № 44-ФЗ.
  10. Вместо «банковской» гарантии введено понятие «независимой гарантии»; её смогут выдавать не только банки, но и фонды содействия кредитованию — участники системы поддержки субъектов МСП, включенные в перечень Правительства.
  11. Заявка будет отклонена, если участник относится к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2022 года № 127-ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств», в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством.
  12. Увеличена доля обязательных закупок у МСП и СОНО до 25% (в 2022 г. — 15%).
  13. Сокращены сроки оплаты по контрактам до 10 (7 с 01.01.2023) рабочих дней по результатам закупки у МСП и СОНО и 15 (10 с 01.01.2023) рабочих дней в иных случаях.
  14. В течение 2 рабочих дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов участники, занявшие 4-е и последующие места, смогут отозвать свою заявку. Если участник не планирует заключать контракт, отзывать заявку нужно как можно скорее.
  15. В случае внесения изменений в извещение о проведении электронного аукциона с НМЦК до 300 млн руб., продление срока подачи заявок будет осуществляться всего на 3 календарных дня (до 31.12.2022 — продление минимум на 7 дней).
  16. При участии в электронном аукционе процедура подачи предложений о цене на электронной площадке будет начинаться через два часа с момента окончания срока подачи заявок. Соответственно заявка не будет делиться на две части, полный комплект документов поступит к заказчику после окончания процедуры подачи ценовых предложений на площадке.
  17. Время приема ценовых предложений и продления аукциона будет составлять 4 минуты вместо предусмотренных до 31.12.2022 10 минут. Общее время подачи ценовых предложений на аукционе ограничено пятью часами.
  18. Если участник не подаст ценового предложения на электронном аукционе, будет считаться, что его минимальное предложение равно НМЦК, т.е. заявка в любом случае поступит к заказчику и шанс на контракт (включая обязанность его заключения) сохраняется.
  19. Электронные конкурсы разделены на два типа в зависимости от установленных заказчиком критериев оценки заявок. Если заказчик устанавливает в качестве критериев «цену» и «квалификацию», а также при закупке строительных работ с размещением проектной документации или сметы на капитальный ремонт в конкурсе не будет рассмотрения первых частей заявок и подачи дополнительных ценовых предложений. Если заказчик выберет иные критерии (например, критерий «качества»), то заявка будет состоять из трех частей. Продолжительность приема дополнительных предложений о цене сокращена до одного часа (до 31.12.2022 — три часа).
  20. Запрос о разъяснении извещения о проведении электронного конкурса можно будет подать не позднее чем за 3 дня до окончания срока подачи заявок, заказчик обязан разместить разъяснение в течение двух календарных дней (эти единые правила будут действовать для электронных конкурсов и аукционов).
  21. Заказчик сможет внести изменения в извещение о проведении запроса котировок с продлением срока подачи заявок на 3 календарных дня, а участник сможет отозвать свою заявку до окончания срока подачи заявок (до 31.12.2022 изменения и отзыв заявок невозможны).
  22. При проведении электронных запросов котировок заказчики вправе при НМЦК до 1 млн руб. устанавливать требование об обеспечении заявки, а при НМЦК более 1 млн руб. обязаны его установить.
  23. Для участия в закрытых электронных процедурах необходимо будет направить оператору специализированной электронной площадки документы о соответствии участника требованиям законодательства РФ, а также предусмотренных ч.3 ст. 31 закона № 44-ФЗ.
  24. Проект контракта по результатам электронного конкурса или аукциона заказчик будет формировать с использованием ЕИС в течение 2 рабочих дней, на подписание участником или протокол разногласий отведено 5 рабочих дней (вместо 5 календарных — до 31.12.2022). После ответа заказчика на протокол разногласий подписать контракт нужно будет в течение 1 рабочего дня.
  25. Обязанными заключить контракт признаются все участники электронной процедуры, заявки которых не отозваны; их обеспечения заявки будут заблокированы до подписания контракта.
  26. Если участник не подпишет контракт и (или) не предоставит обеспечение исполнение контракта в установленный срок, заказчик обязан на следующий рабочий день сформировать протокол об уклонении участника и направить сведения в ФАС России для включения участника в РНП.
  27. Заказчик также будет обязан заключить контракт с участником, которому присвоен следующий порядковый номер, в случае уклонения или отказа от заключения контракта с предыдущим претендентом.
  28. В случае применения антидемпинговых мер обеспечение исполнения контракта не должно быть менее 10% НМЦК (цены контракта).
  29. В закон включено определение этапа исполнения контракта, как части обязательства поставщика (подрядчика, исполнителя), в отношении которого контрактом установлена обязанность заказчика обеспечить приемку и оплату товара, работы, услуги. Сроки исполнения отдельных этапов в пределах общего срока исполнения контракта разрешено изменять по соглашению сторон.
  30. Действующие типовые контракты и типовые условия будут заменены новыми типовыми условиями контрактов, которые будет утверждать Правительство РФ.
  31. В контракт законно может быть включено условие об удержании неустоек из суммы оплаты по контракту.
  32. Документы о приемке по результатам электронных процедур поставщик будет формировать в электронном виде в личном кабинете ЕИС. Заказчик должен подписать документ или сформировать мотивированный отказ в срок не более 20 рабочих дней.
  33. С 1 июля 2022 г. обмен документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в связи с нарушением поставщиком или заказчиком обязательств по контракту будет осуществляться через ЕИС.
  34. Заказчик сможет отменить любую конкурентную электронную закупку не позднее чем за 1 рабочий день до окончания срока подачи заявок.
  35. Односторонний отказ от исполнения контракта будет оформляться через ЕИС. Заказчик обязан будет принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если поставщик (подрядчик, исполнитель) перестал соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям, кроме требования об отсутствии в РНП.
  36. Жалоба на извещение о проведении закупки может быть подана только один раз, при внесении изменений — один раз после внесения изменений.
  37. При проведении электронных процедур жалобы можно будет подать только с использованием функционала ЕИС.
  1. Минимальная обязательная доля закупок у субъектов МСП с 01.01.2022 увеличивается до 20% закупок с ограничением участия иных лиц и до 25% в общей стоимости оплаченных за год договоров. При этом обязанность проводить закупки у субъектов МСП и отчитываться о них распространена практически на всех заказчиков, кроме тех, кто сам является субъектом МСП.
  2. С 16 июля 2022 г. все заказчики обязаны включать в документацию о закупке обоснование начальной (максимальной) цены договора или цены единицы товара, работы, услуги.
  3. Отчет о выполнении или невыполнении минимальной доли закупок российских и евразийских товаров будет автоматически формироваться в ЕИС с 1 октября 2022 г.; соответственно, заказчики проявят повышенный интерес к товарам, включенным в российские и евразийский реестры по кодам ОКПД2, перечисленным в постановлении от 3 декабря 2022 г. № 2013.
  4. Неоднозначным остается решение по заявке с предложением товара, если участник не указал страну происхождения товара. Рекомендуется всегда указывать в заявке страну происхождения в соответствии ОКСМ.
  5. Квалификационные требования допустимы только в процедурах не для субъектов МСП.
  6. С 29 июня 2022 г. всем заказчикам, осуществляющим закупки с участием только субъектов МСП, запрещено требовать при проведении таких закупок в составе заявки документы и информацию, не предусмотренные законом (ч.19.1 — 19.3 ст. 3.4 закона № 223-ФЗ). При этом декларация о соответствии участника единым требованиям подается с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
  7. Правила признания конкурентной закупки несостоявшейся стали едиными для всех заказчиков (определены в Постановлении от 10.09.2012 № 908); сведения о причине признания закупки несостоявшейся по новым правилам заказчик должен будет указать в протоколе с 01.10.2022.
Читайте также:  Нужно ли разрешение на строительство дома на участке лпх земли поселений в 2022

Новые федеральные стандарты бухучета с 2022 года

ФСБУ 6/2022 «Основные средства» (ОС) утвержден приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н и заменил собой ПБУ 6/01. Главное, что меняет этот стандарт, — компании теперь вправе самостоятельно определять лимит стоимости ОС по критерию существенности. По сути, отменяется лимит в размере 40 тысяч руб., и организации вправе учитывать в составе ОС активы с более высокой стоимостью.

  • счета, где отражаются права пользования активами;
  • перечень договоров и случаи, когда используют упрощенный способ аренды;
  • процедуру признания доходов от арендных платежей;
  • неприменение правил к договорам, чей срок истекает в 2022 г.;
  • иные моменты.

К примеру, им разрешается формировать первоначальную стоимость ОС в упрощенном порядке, не проверять ОС на обесценивание, не раскрывать в бухотчетности некоторые сведения. Помимо этого, они вправе перейти на новые стандарты перспективно, т.е. применять все изменения к тем объектам, что будут поставлены на учет с 01.01.2022 (п. 51 ФСБУ 6/2022).

Что касается ФСБУ 26/2022 «Капитальные вложения», он утвержден тем же приказом Минфина от 17.09.2022 № 204н. Чиновники решили отнести капвложения к основным средствам и добавили множество других изменений. В частности, предложили перечень затрат, за счет которых формируется их первоначальная стоимость. Это траты на приобретение либо создание объекта ОС, его улучшение и восстановление.

  • зафиксировать лимит стоимости ОС и критерии существенности;
  • определить правила оценки и переоценки ОС;
  • уточнить порядок учета малоценки (сейчас это следует относить к расходам, а не в составе запасов);
  • пересмотреть моменты по амортизации;
  • внести правила учета расходов на ремонт и обслуживание дорогостоящих ОС.

Учет операций аренды у арендодателя в 2022 году в соответствии с ФСБУ 25

Информация о таком активе представляется в бухгалтерской отчетности в составе информации об инвестициях в аренду. При этом организация должна с учетом существенности раскрыть сумму затрат, если дата предоставления предмета аренды еще не наступила по состоянию на отчетную дату, обособленно от инвестиций в аренду, по которым указанная дата уже наступила.

В случае классификации объектов учета аренды в качестве объектов учета операционной аренды арендодатель не изменяет прежний принятый порядок учета актива в связи с его передачей в аренду, за исключением изменения оценочных значений. Доходы по операционной аренде признаются равномерно или на основе другого систематического подхода, отражающего характер использования арендатором экономических выгод от предмета аренды.

Проценты, начисляемые по инвестиции в аренду, признаются арендодателем в качестве доходов периода, за который они начислены. Для расчета такого процентного дохода чистая стоимость инвестиции в аренду на начало периода, за который рассчитывается доход, умножается на процентную ставку за такой период, определенную в соответствии с пунктом 33 ФСБУ 25/2022.

*️⃣ Дебет 76 «Чистая инвестиция в аренду» Кредит 01 (60) – отражена сумма фактических затрат на формирование инвестиции. Счет 01 «Основные средства» используется в том случае, если в финансовой аренде используется собственное основное средство. При приобретении предмета аренды у поставщика, используем счет 60 «Расчеты с поставщиками»;

Организация самостоятельно принимает решение о способе такого раскрытия – путем выделения отдельной строки непосредственно в бухгалтерском балансе либо путем раскрытия указанной информации в пояснениях к бухгалтерскому балансу. При этом организация самостоятельно определяет наименование актива, признанного в соответствии данной Рекомендации, с целью отражения его экономической сущности, например, «Инвестиции в финансовую аренду до начала аренды».

Документы и документооборот в бухгалтерском учете

С 1 января 2022 года вступает в силу приказ Минфина России от 16.04.2022 N 62н «Об утверждении Федерального стандарта бухгалтерского учета ФСБУ 27/2022 «Документы и документооборот в бухгалтерском учете»». Однако, организация может принять решение о применении Стандарта до указанного срока, отразив данное решение в учетной политике.

Под документооборотом в бухгалтерском учете понимается движение документов бухгалтерского учета в экономическом субъекте с момента их составления до завершения исполнения (в частности, использования для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, помещения в архив).

Датой составления первичного учетного документа указывается дата его подписания лицом (лицами), совершившим (совершившими) сделку, операцию и ответственным (ответственными) за ее оформление, либо лицом (лицами), ответственным (ответственными) за оформление совершившегося события.

В этом случае периодичность составления первичных учетных документов определяется экономическим субъектом исходя из существа факта хозяйственной жизни и требования рациональности; в любом случае первичный учетный документ должен быть составлен на отчетную дату (ранее — подобный порядок допускался при реализации товаров, продукции, работ, услуг с применением контрольно-кассовой техники).

Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

  • скорректировать остатки по счетам 08 «Вложения во внеоборотные активы», 84 «Нераспределённая прибыль (непокрытый убыток)» и другим связанным счетам на дату начала применения нового стандарта таким образом, как если бы он применялся с момента возникновения затрагиваемых им фактов хозяйственной жизни;
  • при составлении бухгалтерской отчётности за первый отчётный период применения ФСБУ 26/2022 пересчитать сравнительные показатели за периоды, предшествующие отчётному, которые отражаются в этой отчётности.

Способ 1. Установить лимит стоимости для совокупности объектов ОС. Для этого нужно определить в учётной политике категории ОС, информация о которых заведомо несущественна организации с учётом особенностей её деятельности и структуры активов (то есть не может повлиять на экономические решения пользователей отчётности). Это могут быть ОС конкретных видов, подвидов, групп, подгрупп, сегментов и т. п. ( п. 2 , 6 Рекомендации Р-126/2022-КпР «Стоимостной лимит для основных средств», иллюстративный пример 1 Рекомендации Р-100/2022-КпР «Реализация требования рациональности»).

  • новый лимит стоимости ОС;
  • начало начисления амортизации с месяца принятия к учёту или со следующего месяца;
  • способ учёта последствий переоценки – корректировка остаточной стоимости или первоначальной стоимости и амортизации;
  • способ оценки инвестиционной недвижимости – по рыночной стоимости или по первоначальной

Важно: в 2022 году лимит стоимости 40 000 рублей нормативно не установлен ни в бухгалтерском, ни в налоговом учёте. В бухучёте самостоятельно устанавливается лимит в учётной политике. Это может быть и 40 000 рублей, и 100 000 рублей, и любая другая величина ( п. 5 ФСБУ 6/2022).

Сразу списывать затраты на приобретение (создание) малоценных ОС в пределах стоимостного лимита позволяют оба способа. Лимит стоимости основных средств для единовременного списания в бухгалтерском учёте нормативно не установлен, поэтому закрепите его в учётной политике.

Стандарты бухучета в строительстве в 2022 году

С началом нового года также приобретет законную силу новый ФСБУ «Документы и документооборот». Ранее не существовало полноценного стандарта, который отвечал бы за хранение, изменение и нюансы оформления официальных бумаг в строительном учете. Однако представители строительной сферы смогут наблюдать лишь малозначительные изменения. Они коснутся применения специальных документов, в качестве которых выступили договоры и чеки об оплате, заверенные печатью организации квитанции. Теперь этот перечень учитывается в качестве первичной документации и. Есть одно обязательное условие – во всех документах должны быть отмечены специальные реквизиты, являющиеся обязательными для первички. Периодичность подготовки первичных бумаг каждая организация сможет установить для себя самостоятельно. В самих бумагах отмечается несколько дат (день подписания и фактическая дата хозяйственной жизни).

Необязательно выполнять перевод первичного документа при правильном оформлении (в соответствии с теми рекомендациями, для которых компания ведёт свою деятельность). Документы важно сохранять только в том виде, в котором они составлены, например, бумажные – только на бумажном носителе, а электронные – в электронном. Также документы должны храниться на территории РФ, а если они составлены в электронном виде, то базы должны быть размещены в Российской Федерации.

Положение ФСБУ «Бухгалтерский учет аренды» также вступил в силу с января 2022 года. Некоторые из организаций начали применять данные нормы на добровольной основе уже в 2022 году. Основное изменение коснулось того, что арендатор больше не будет делить стоимость аренды на операционную и финансовую. Вместо этого в дебете активного счёта будет учитываться не само имущество, а основное право использования активов. На него и будет начисляться амортизация впоследствии.

  • теперь размер лимита основных средств (ОС) компания будет определять для себя самостоятельно, все малоценные основные средства будут автоматически перенесены в категорию расходов;
  • при длительной отсрочке первоначальная стоимость ОС будет учитывать дисконтированную сумму обязательств (вся полученная разница будет приравнена к расходам);
  • в случае безвозмездного получения ОС процесс будет проведён по справедливой стоимости;
  • при переоценке ОС вся оставшаяся сумма будет определена как справедливая стоимость, этап переоценки может проводиться на регулярной основе.

Бухучет в строительстве в 2022 году претерпит ряд изменений, которые коснутся обязательного внедрения четырёх обновлённых стандартов: ФСБУ 6/2022, ФСБУ 25/2022, ФСБУ 26/2022, ФСБУ 27/2022. Самые серьёзные нововведения коснутся способов учёта основных средств. Свежие документы окажут влияние как на владельцев крупных компаний, так и на небольших застройщиков, имеющих на балансе своей фирмы определённые основные средства или планирующих их приобрести. Важно своевременно разобраться с нюансами действия и практическим применением ФСБУ.

Письмо Минфина России от № 09-01-06/41150; О реализации положений постановления Правительства РФ от №2050; Об особенностях реализации Федерального закона; О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2022 и 2023 годов

Положениями пункта 11 1 Постановления № 2050 установлено, что условие об оплате денежных обязательств в течение 10 рабочих дней с даты подписания документа о приемке поставленного товара (работы, услуги) (далее — документ о приемке) не применяется в отношении:

В этой связи получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при размещении извещений об осуществлении закупок, заключении контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг следует принимать во внимание, что пунктом 4 Положения № 1496, установлено, что увеличиваемые бюджетные ассигнования текущего финансового года на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, в целях софинансирования оплаты обязательств по государственным (муниципальным контрактам), заключенным ими в отчетном финансовом году, не должны превышать объем неисполненной части соответствующих бюджетных обязательств, подлежащих исполнению в соответствии с условиями указанных контрактов в отчетном финансовом году.

формировать Сведения о денежном обязательстве не позднее следующего рабочего дня после дня подписания документа о приемке и в день постановки на учет указанных сведений о денежном обязательстве формировать соответствующие распоряжения о совершении казначейских платежей — в случае формирования Сведений о денежном обязательстве получателем средств федерального бюджета;

при проведении отбора путем запроса предложений в течение текущего финансового года в случае, если в правовом акте предусмотрена периодичность предоставления и рассмотрения предложений (заявок), направленных участниками отбора для участия в отборе и предельный срок подачи предложений;

В этой связи следует учитывать, что условия, предусмотренные пунктами 11 1 и 11 2 Постановления № 2050, подлежат включению только в те государственные контракты, извещения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд субъектов Российской Федерации размещены в единой информационной системе в сфере закупок или приглашения принять участие в которых направлены после заключения Соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов (дополнительных соглашений к таким соглашениям), предусматривающих обязательства субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 11 3 Постановления № 2050.

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения