217фз О Садоводческих Товариществах С Комментариями 2022

Содержание

Садоводы и огородники снова жалуются

Согласно Закону № 217-ФЗ члены товарищества платят членские и целевые взносы, которые могут быть даже не одинаковыми для всех (в зависимости от положений устава товарищества), а садоводы-индивидуалы и огородники-индивидуалы платят взносы за пользование общим имуществом товарищества. В итоге взносы членов товарищества и индивидуалов оказываются фактически одинаковыми. Садоводы-индивидуалы часто негодуют из-за такой несправедливости. Действительно, равное взимание взносов не совсем целесообразно. Ведь, например, индивидуалы имеют меньше прав по Закону № 217-ФЗ, нежели члены товарищества, потому, на мой взгляд, и размер взносов должен быть меньше.

В ст. 6 Закона № 217-ФЗ упоминается возможность ведения садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества. Тогда, как указано в данной статье, граждане осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ, в том числе самостоятельно взаимодействуют с органами государственной власти и местного самоуправления. На такой случай особенности организации деятельности садоводов и огородников, порядка взаимодействия их с госорганами и прочее закон не определяет. Из-за этого права граждан бывает сложно защитить (например, это касается возможности оформления земельных участков). Представляется, что изменит ситуацию только конкретизация закона.

Права и обязанности садоводов и огородников установлены Федеральным законом от 29 июля 2022 г. № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 217-ФЗ). Однако многие жалуются на его несправедливость и на то, что он не всегда позволяет защищать их права и законные интересы.

Недавно на почту «АГ» поступил вопрос: «Возможно ли уменьшение взносов садоводов-индивидуалов, если некоторые из них улучшили условия на своих участках самостоятельно: пробурили скважину на воду и провели электричество от городской трансформаторной подстанции (в СНТ есть своя ТП, но подключиться от нее не было технической возможности)? Правомерны ли наши требования о вычете стоимости электроэнергии, используемой для подачи воды в СНТ, и стоимости ремонта водовода, которым мы не пользуемся, о вычете соцнормы на электричество, так как мы оплачиваем электричество по индивидуальным счетам?»

Возможны случаи, когда товарищество было ликвидировано, собственники земельных участков создавать его вновь не стали, но прежние порядки были сохранены. Как раз в такой ситуации оказался один из читателей «АГ»: СНТ было ликвидировано еще в 2011 г., но до сих пор проводятся общие собрания, прежние члены товарищества избирают и переизбирают председателей и т.д. В подобных случаях права собственников земельных участков защитить будет трудно. Выход здесь – либо продавать участок, либо создавать товарищество вновь. В последнем случае защитить свои права собственникам будет проще.

Что изменилось в законах для дачников

Председатель товарищества, члены правления товарищества, ревизионная комиссия (ревизор) избираются на общем собрании членов товарищества на срок, установленный уставом товарищества, но не более чем на пять лет из числа членов товарищества тайным или открытым голосованием. Одно и то же лицо может переизбираться неограниченное количество раз на должности в органах товарищества.

  • отсутствие возрастного ценза для участия в товариществе;
  • две формы товариществ: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества;
  • два вида вносов: членские и целевые;
  • закрытый перечень целей, на которые могут быть использованы членские взносы;
  • открытый перечень мероприятий, на которые могут быть использованы целевые взносы;
  • четкий порядок исключения из товарищества в связи с неуплатой взносов;
  • изменен срок избрания в орган товарищества — 5 лет;
  • пользование скважинами до 1 января 2022 года без получения лицензии;
  • скорректировано правовое положение садоводов-индивидуалов;
  • введено понятие садового дома, садового земельного участка, а понятия дачных земельных участков и дач упразднены;
  • определен порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот.

Закон N217-ФЗ регулирует широкий спектр отношений: от создания товариществ до индивидуального садоводства и огородничества.

  • отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более 3;
  • высотой не более 20 м;
  • состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Понятия «объект ИЖС», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом» применяются в одном значении, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами.

Порядок перевода садовых домов в жилые дома и наоборот утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом».

Установлено, что высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества. В товариществе создаются единоличный исполнительный орган (председатель товарищества) и постоянно действующий коллегиальный исполнительный орган (правление товарищества). Кроме того, должна быть образована ревизионная комиссия (ревизор).

5. Решение об учреждении товарищества должно содержать сведения о результатах голосования учредителей товарищества по вопросам учреждения товарищества, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию товарищества, о наделении одного из учредителей полномочием заявителя для обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.

6) земельные участки общего назначения — земельные участки, являющиеся имуществом общего пользования, предусмотренные утвержденной документацией по планировке территории и предназначенные для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) предназначенные для размещения другого имущества общего пользования;

1. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, а также граждане, желающие приобрести такие участки в соответствии с земельным законодательством, могут создавать соответственно садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества.

2. Собственники садовых земельных участков или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе создать лишь одно садоводческое или огородническое некоммерческое товарищество для управления имуществом общего пользования, расположенным в границах данной территории садоводства или огородничества.

5) имущество общего пользования — расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также — товарищество);

6. Изменения наименований организаций, указанных в части 1 настоящей статьи, в связи с их приведением в соответствие со статьями 1 — 28 настоящего Федерального закона не требуют внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие их прежние наименования. Внесение таких изменений может осуществляться по желанию заинтересованных лиц.

протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.

Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5417; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; N 52, ст. 6419; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; N 27, ст. 3880; N 30, ст. 4563, 4572, 4591, 4594; N 49, ст. 7015, 7042; 2012, N 31, ст. 4322; N 53, ст. 7614, 7619, 7643; 2013, N 9, ст. 873; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4080; N 52, ст. 6961, 6983; 2014, N 14, ст. 1557; N 26, ст. 3377; N 43, ст. 5799; 2022, N 1, ст. 9, 11, 52, 86; N 29, ст. 4342; N 48, ст. 6705; 2022, N 1, ст. 79; N 27, ст. 4248, 4294, 4301, 4303, 4306; N 52, ст. 7494; 2022, N 27, ст. 3932) следующие изменения:

2. Председатель товарищества в соответствии с уставом товарищества исполняет другие необходимые для обеспечения деятельности товарищества обязанности, за исключением обязанностей, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и исполнение которых является полномочием иных органов товарищества.

4) в части 2 статьи 42.8 слова «садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан,» заменить словами «ведения садоводства или огородничества», слова «такого объединения граждан» исключить, слова «таком объединении граждан» заменить словами «садоводческом или огородническом некоммерческом товариществе»;

217фз О Садоводческих Товариществах С Комментариями 2022

Например, срок уплаты членских и целевых взносов — 1 августа 2022 г. в размере 14 тыс. руб. с каждого земельного участка. При уплате членских взносов до 1 июля 2022 г. члену товарищества предоставляется единовременная льгота в размере 2 тыс. руб. при одновременном выполнении следующих условий:

3) расходы, понесенные некоммерческим объединением на содержание инфраструктуры и другого общего имущества садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения при отсутствии договора с гражданами, ведущими садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке и пользующимися указанным имуществом, являются неосновательным обогащением этих граждан, так как граждане, ведущие хозяйство в индивидуальном порядке, без установленных законом оснований сберегли имущество, представляющее собой плату за пользование объектами инфраструктуры, за счет товарищества;

2) установление размеров платежей и взносов для каждого собственника земельного участка относится к компетенции общего собрания членов товарищества и не связывается с членством в товариществе. Расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет товарищество, являются обязательными платежами (поскольку по смыслу п. 1 ст. 209 , ст. 210 ГК РФ право собственности предполагает возможность собственника владеть, пользоваться и распоряжаться этим имуществом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества);

При подготовке финансово-экономического обоснования размера и порядка уплаты взносов, а также приходно-расходной сметы правление вправе предложить общему собранию предусмотреть возможность предоставления льгот по уплате взносов отдельными членами товарищества и владельцами участков при выполнении определенных условий.

Читайте также:  Печать в тн не ставится

Например, срок уплаты членских и целевых взносов — 1 августа 2022 г. в размере 14 руб. с 1 кв. м площади земельного участка (1 400 руб. за 1 сотку). При уплате членских взносов до 1 июля 2022 г. члену товарищества предоставляется единовременная льгота в размере 2 руб. с 1 кв. м (200 руб. за 1 сотку) при одновременном выполнении следующих условий:

Федеральный закон от 29 июля 2022 г

  • Глава 1. Общие положения (ст.ст. 1 — 6)
    • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
    • Статья 2. Правовое регулирование отношений в области ведения гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд
    • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
    • Статья 4. Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества
    • Статья 5. Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе
    • Статья 6. Ведение садоводства или огородничества на садовых или огородных земельных участках без создания товарищества
  • Глава 2. Создание товарищества (ст.ст. 7 — 10)
    • Статья 7. Цели создания и деятельности товарищества
    • Статья 8. Устав товарищества
    • Статья 9. Порядок создания товарищества
    • Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
  • Глава 3. Членство в товариществе (ст.ст. 11 — 15)
    • Статья 11. Права и обязанности члена товарищества
    • Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества
    • Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе
    • Статья 14. Взносы членов товарищества
    • Статья 15. Реестр членов товарищества
  • Глава 4. Управление товариществом и контроль за его деятельностью (ст.ст. 16 — 21)
    • Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
    • Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
    • Статья 18. Правление товарищества
    • Статья 19. Председатель товарищества
    • Статья 20. Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества
    • Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
  • Глава 5. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках (ст.ст. 22 — 23)
    • Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения
    • Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства
  • Глава 6. Имущество общего пользования (ст.ст. 24 — 25)
    • Статья 24. Имущество общего пользования, образование земельных участков общего назначения
    • Статья 25. Право собственности на имущество общего пользования
  • Глава 7. Поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления ведения садоводства и огородничества (ст. 26)
    • Статья 26. Формы и порядок поддержки ведения садоводства и огородничества
  • Глава 8. Реорганизация и ликвидация товарищества (ст.ст. 27 — 28)
    • Статья 27. Реорганизация товарищества
    • Статья 28. Ликвидация товарищества
  • Глава 9. Заключительные положения (ст.ст. 29 — 55)
    • Статья 29. О внесении изменения в Федеральный закон «О занятости населения в Российской Федерации»
    • Статья 30. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
    • Статья 31. О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах»
    • Статья 32. О внесении изменения в Закон Российской Федерации «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»
    • Статья 33. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации
    • Статья 34. О внесении изменений в Федеральный закон «О ветеранах»
    • Статья 35. О внесении изменения в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»
    • Статья 36. О внесении изменения в Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
    • Статья 37. О внесении изменений в Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»
    • Статья 38. О внесении изменения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»
    • Статья 39. О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)»
    • Статья 40. О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации
    • Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 42. О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
    • Статья 43. О внесении изменения в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
    • Статья 44. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации
    • Статья 45. О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации
    • Статья 46. О внесении изменения в Водный кодекс Российской Федерации
    • Статья 47. О внесении изменения в Федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»
    • Статья 48. О внесении изменения в Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации»
    • Статья 49. О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности»
    • Статья 50. О внесении изменений в Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 51. О внесении изменения в Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
    • Статья 52. О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»
    • Статья 53. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации
    • Статья 54. Переходные положения
    • Статья 55. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Решено отказаться от механизма договоров, заключаемых с лицами, ведущими садоводство, огородничество и дачное хозяйство на земельных участках, расположенных в границах территории товарищества, не являющихся членами. Введена обязанность таких лиц вносить плату за создание и использование имущества общего пользования товарищества, за текущий и капитальный ремонт.

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 30 июля 2022 г., в «Российской газете» от 2 августа 2022 г. N 169, в Собрании законодательства Российской Федерации от 31 июля 2022 г. N 31 (часть I) ст. 4766

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона № 66-ФЗ правление товарищества было наделено полномочиями по распоряжению материальными и нематериальными активами такого товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, а также совершению от имени такого товарищества сделок без указания целей их совершения.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

Правление товарищества является исполнительным органом товарищества и подотчетно общему собранию членов товарищества. Его деятельность в первую очередь должна быть направлена на организацию эффективного управления садоводческим и огородническим товариществом, защиту его прав и обеспечение баланса прав и законных интересов как самого товарищества, так и лиц, являющихся его членами.

Вместе с этим Законом № 217-ФЗ правление товарищества также наделяется новыми полномочиями. В частности, согласно части 21 статьи 17 Закона № 217-ФЗ в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования .

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

Разъяснения порядка применения Федерального закона от № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав в указанном случае осуществляются вне зависимости от соблюдения требований в части включения земельного участка в предусмотренные правилами землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) территориальные зоны, предусматривающие строительство.

В соответствии со статьей 1 ГрК РФ градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Согласно части 4 статьи 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

В связи с чем, с учетом положений пункта 4 части 1 статьи 37 ГрК РФ правообладатель земельного участка самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования вправе выбрать один из основных видов разрешенного использования для земельных участков, расположенных в соответствующей территориальной зоне, установленных Правилами землепользования и застройки соответствующего муниципального образования.

Также Федеральным законом от 25.05.2022 № 162-ФЗ часть 1 статьи 17 Закона 05.06.2022 дополнена пунктом 6.1 и частью 29, согласно которым к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся принятие решения об обращении с заявлением о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества и являющиеся имуществом общего пользования, и избрании уполномоченного представителя.

Законопроект О внесении изменений в 217-ФЗ (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)

«О внесении изменений в Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования регулирования общественных отношений в сфере ведения гражданами садоводства и огородничества)»

Анализ Федерального закона от № 217 — ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Новые садовые и огородные земельные участки, как и ранее, образуются из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения. Каждый садовый или огородный земельные участки могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.

огородный земельный участок— тот, что предназначен для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения хозяйственных построек, не являющихся объектами недвижимости, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур.

Заседание правления товарищества правомочно, если на нем присутствует не менее половины его членов. Решения правления товарищества принимаются открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих членов правления. При равенстве голосов голос председателя товарищества является решающим.

Читайте также:  Детализация 340 К Счету 18.01 В 2022 Году

1. исключение ситуаций “перетягивания” преимуществ в использовании, к примеру, трансформаторной будки, принадлежащей одному юридическому лицу, и пожарного водоёма, принадлежащего другому юридическому лицу, то есть расположенных на территориях разных юридических лиц (товариществ), но обеспечивающих электричеством и водой каждое из этих товариществ,

1. участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам (их общая площадь должна составлять не менее 20% и не более 25% суммарной площади садовых или огородных земельных участков, попадающих в границы территории садоводства или огородничества),

Вместе с этим Законом № 217-ФЗ правление товарищества также наделяется новыми полномочиями. В частности, согласно части 21 статьи 17 Закона № 217-ФЗ в случаях, определенных правлением товарищества, решение общего собрания членов товарищества может быть принято в форме очно-заочного или заочного голосования .

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

Так, в соответствии с пунктом 3 статьи 22 Закона № 66-ФЗ правление товарищества было наделено полномочиями по распоряжению материальными и нематериальными активами такого товарищества в пределах, необходимых для обеспечения его текущей деятельности, а также совершению от имени такого товарищества сделок без указания целей их совершения.

Правление товарищества является исполнительным органом товарищества и подотчетно общему собранию членов товарищества. Его деятельность в первую очередь должна быть направлена на организацию эффективного управления садоводческим и огородническим товариществом, защиту его прав и обеспечение баланса прав и законных интересов как самого товарищества, так и лиц, являющихся его членами.

При этом следует отметить, что Закон № 217-ФЗ помимо возможности досрочного прекращения полномочий правления товарищества по решению общего собрания членов товарищества, также ограничивает срок избрания членов правления товарищества и его численный состав.

  1. В 2022 году не останется дачных участков с «временным» статусом. Часть из них будет окончательно зарегистрирована на владельцев, часть — станет «аннулированными».
  2. До 1 марта 2022 года действует дачная амнистия, дающая возможность оформить право на участок в упрощённом порядке.
  3. Подключение к электросетям дачного владения будет осуществляться по личному заявлению владельца, причём электрическая линия будет проведена непосредственно до участка, а не до границ садоводческого некоммерческого товарищества.

До 1 марта 2022 года продлена дачная амнистия, позволяющая в упрощённом порядке оформить право собственности на садовые дома. Для оформления достаточно двух документов — правоустанавливающего документа на владения и технического плана земли. Документы можно лично передать для регистрации в органы Росреестра.

  1. Владелец земли может лично подать заявку на электрификацию участка. До изменений владелец мог отправить заявку только через садоводческое или огородническое товарищество, а это замедляло процесс подключения к электросетям.
  2. Все коммуникации будут подводиться к участку гражданина, подавшего заявку, при условии, что заявка будет подана на подключение энергопринимающих устройств не более 15 КВт. До изменений сетевая компания протягивала линию не дальше границ садового некоммерческого товарищества.

«Временные» статусы присваивались дачным владениям с 1 марта 2008 года и перестали назначаться с 1 января 2022 года. Данный статус действовал в течение 5 лет и означал, что участок был поставлен на учёт в кадастровом ведомстве, но не был зарегистрирован окончательно. Если по истечении 5 лет владелец не оформил право на участок, ему присваивался статус «аннулированный», и запись о нём уходила в архив.

Именно на садовый дом — нет. Но на жилые дома, построенные на садовом участке, действуют те же правила, что и для любой жилой недвижимости. Также семьи, взявшие ипотеку на строительство и имеющие трёх и более детей, могут получить 450 тысяч от государства на погашение ипотеки, взятой на строительство жилого дома на садовом участке.

Изменен формат взаимоотношений с садоводами и огородниками, не вступившими в товарищество. Ранее эти взаимоотношения были исключительно договорными. Договоры заключались на разных условиях либо не заключались вообще, что впоследствии нередко приводило к судебным спорам. Сейчас предусматривается фиксированная плата для граждан, ведущих хозяйство без участия в товариществе, которая рассчитывается по правилам членских взносов. Теперь четко определена обязанность вносить плату. При расчете платы могут учитываться размер земельного участка и имеющиеся на нем объекты капитального строительства. Кроме того, для расчета размера взносов должно быть подготовлено финансово-экономическое обоснование. Указанные лица получили и новые права: они могут по ряду вопросов участвовать в общих собраниях и обжаловать решения собраний.

1 января 2022 года вступил в силу Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который заменил ранее действующее законодательство, а также призван упростить жизнь садоводов и огородников.

За последние 25 лет существенно изменились цели и задачи, стоящие перед владельцами участков в садоводческих объединениях: строятся жилые дома для круглогодичного проживания, развивается внутренняя инфраструктура объединений, увеличивается потребность в обеспечении их электрической и газовой мощностью.

В течение последних 20 лет основным документом, регламентирующим деятельность некоммерческих объединений граждан, связанную с ведением садоводства, огородничества и дачного хозяйства, являлся Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон № 66-ФЗ).

Закон исключил из правового регулирования дачи и дачное хозяйство. С течением времени различия между садоводством и дачным хозяйством полностью стёрлись, что подтвердил в 2008 году Конституционный суд, указав на идентичность правовых режимов садовых и дачных земельных участков.

Что ждет дачников и садоводов в 2022

Этим же законом установлена возможность регистрации жилых домов и бесплатное предоставление земли в населенных пунктах, в том числе за наследниками умерших, в ситуациях, когда отсутствуют какие-либо правоустанавливающие документы на дома, возведённые до 14 мая 1998 года.

В отношении них, муниципальный орган может подать не через год, а через 3 месяца, заявление о признании права собственности на бесхозяйную вещь. Также это право — именно в отношении линейных объектов — теперь закреплено не толтко за муниципальными, но и сразу за сетевеками, обслуживающих их. — ст.225 ГК РФ

В этом случае, много изменений ожидает садоводов: возможности электронного голосования через госуслуги; прием в члены СНТ правлением; возможность не создавать правление в СНТ, где менее 60 членов; возможность регистрации жилых и садовых домов на землях сельхозугодий, если на них было установлено ВРИ для ведения садоводства на 01.01.19. и другие.

7️⃣🔹️ФЗ-476 от 30.12.21 «О малоэтажных жилых комплексах и блокированной застройе» внес изменения в ЗК РФ, ГрК РФ, закон о долевом участии, относительно блокированной жилой застройки и строительства домов ИЖС у застройщиков по договорам долевого участия (малоэтажные жилые комплексы, коттеджные поселки ИЖС).

🔹️С 1 января 2022 электронно-цифровую подпись для СНТ, а таже любым другим юрлицам и ИП можно будет оформить только в ИФНС и это бесплатно (также аккредитованными от ИФНС являются Сбербанк, ВТБ). Для этого потребуется приобрести защищённый носитель (токен=флэшку) в сертифицированных центрах или использовать имеющуюся, если подойдет.

217-ФЗ о садоводческих товариществах на 2022 год с изменениями и комментариями

С 2022 года вступил в действие новый Федеральный закон о дачах № 217-ФЗ (принятый от 29.07.2022 г.), направленный на урегулирование ситуаций и споров вокруг земельных участков в садоводческих и огороднических товариществах, который предписывает новое изменение создания и действия ТСН (товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ и ОНТ. Рассмотрим, что нового предусматривает 217-ФЗ, c изменениями и комментариями к закону.

Дачная реформа в итоге позволила гражданам, имеющим в распоряжении земельные участки в СНТ, не просто законно строить капитальные жилые дома, но и прописываться в нем. Возведение дома с 1 марта 2022 года обязательно должно производиться с разрешения и подлежать государственной регистрации по завершению строительства.

Но тут следует учитывать и другую сторону вопроса. Земли СНТ и ИЖС облагаются по разным ставкам налога. Причем второй из них значительно выше. Поэтому прежде, чем решать вопрос о переводе земель в ИЖС, следует обратить внимание на это. К тому же, если ранее этим озадачивались с целью возможности прописаться в доме, то теперь, когда закон позволяет оформить регистрацию в садовом доме, стоит ли это делать.

  • нормы Закона 66-ФЗ;
  • понятие дачного товарищества;
  • обязанность участия в общих собраниях;
  • право определять размер членских взносов только членами товарищества, все тарифы и расходы теперь решаются путем голосования на общем собрании собственников;
  • возможность быть членами СНТ или ОНТ юридических лиц (ч.1 ст.12 ФЗ № 217);
  • полномочия председателя выбирать банк для открытия счета товарищества, решение принимается только на общем собрании (п.8 ч.1 ст.17 Закона).

Сегодня на землях СНТ создаются целые коттеджные поселки, где на каждом участке имеются жилые дома. Пункт 12 статья 54 Федерального закона № 217 позволит поменять статус земли на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием под ИЖС, если будут выполнены условия:

Фз 217 новая редакция с 2022 года комментарии

Таким образом, если члены самоуправления будут недобросовестными, пострадает все СНТ. Товариществом смогут руководить различные управляющие компании. В связи с этим могут возникнуть дополнительные расходы. А в некоторых случаях членские взносы и вовсе станут непомерными.

Сегодня на землях СНТ создаются целые коттеджные поселки, где на каждом участке имеются жилые дома. Пункт 12 статья 54 Федерального закона № 217 позволит поменять статус земли на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием под ИЖС, если будут выполнены условия:

8) территория ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее — территория садоводства или огородничества) — территория, границы которой определяются в соответствии с утвержденной в отношении этой территории документацией по планировке территории.

С 2022 года вступил в действие новый Федеральный закон о дачах № 217-ФЗ (принятый от 29.07.2022 г.), направленный на урегулирование ситуаций и споров вокруг земельных участков в садоводческих и огороднических товариществах, который предписывает новое изменение создания и действия ТСН (товарищества собственников недвижимости) в форме СНТ и ОНТ. Рассмотрим, что нового предусматривает 217-ФЗ, c изменениями и комментариями к закону.

  • принятие решения об открытии/закрытии банковских счетов СНТ и ОНТ должно было перейти в полномочия правления товарищества, а не оставаться исключительной компетенцией общего собрания членов товарищества;
  • об открытии/закрытии банковских счетов товарищества председатель должен отчитаться на ближайшем общем собрании.
  • введении минимального количества учредителей объединения – теперь их должно быть не менее 7 человек, а иначе товарищество должно быть упразднено (п. 6 ст. 10 ФЗ № 217);
  • регулировании количества членов правления – их должно быть не менее 3 человек и не более 5% от общего количества членов (п. 3 ст. 18 ФЗ № 217). Как соблюдать это требование, если количество членов СНТ всего 7 человек (а это значит, что правление как 5% должно состоять из 0,35 человека), закон не уточняет;
  • запрете председателю выдавать доверенности с правом передоверия (пп. 6 п. 1 ст. 19);
  • введении возможности очно-заочного или только заочного голосования общего собрания членов (п. 21 ст. 17);
  • введении права индивидуальных садоводов, не являющихся членами СНТ, принимать участие в общем собрании и голосовать по отдельным вопросам, в том числе о распоряжении и пользовании общим имуществом, его передачи в долевую собственность и так далее;
  • продлении максимального срока полномочий председателя и правления до 5 лет (п. 5 ст. 16);
  • введении новых способов извещения членов о проведении собраний и их итогах, в том числе по электронной почте, на сайте товарищества, в СМИ (п.п. 13, 14 ст. 17).
  • абсурдный запрет на участие в СНТ юр. лицам;
  • оставление в законе такого рудимента, как членская книжка;
  • сохранение слишком сложной процедуры принятия новых членов – они принимаются только по решению общего собрания, хотя логично принимать их по заявлению;
  • обязательность подписания протокола общего собрания всеми членами объединения;
  • лишение правления СНТ права избирать председателя, что усложняет и затягивает процедуру его переизбрания.
Читайте также:  Сертификат За 3 Ребенка В 2022 Году В Самарской Области

Еще одно нововведение, теперь под “соусом негатива” – это введение исключительно безналичных членских взносов. Согласно п. 3 ст. 14 Закона № 217-ФЗ “О садоводческих товариществах”, платежи осуществляются только по безналу. Теперь у каждого товарищества должен быть открыт расчетный счет. Считается, что это “повысит прозрачность расчетов и минимизирует злоупотребления в финансовой деятельности товариществ”.

Не менее важное изменение ФЗ № 217 – это введение возможности строительства на садовых участках жилых домов (п. 1 ст. 3 ФЗ № 217). А п. 3 ст. 23 ФЗ и вовсе позволяет признавать садовые дома жилыми, а жилые – садовыми, если орган местного самоуправления принял соответствующее решение. И это гигантский шаг вперед – он решает вопрос с пропиской садоводов в своих домах.

Но это не страшно – ранее созданные объединения должны провести общие собрания и согласовать изменения в устав товариществ. Их ликвидация либо реорганизация не требуется, теперь все дачные товарищества становятся садовыми. Жестких сроков закон не устанавливает – внести изменения можно и в 2022-м, и в 2022-м, и даже в 2024 году. Но уже с 2022-го к ним применяются нормы, регулирующие деятельность СНТ.

В этом и состоит сложность, что градостроительные регламенты на земли в СНТ еще не предусмотрены и муниципалитеты их не рассматривали в качестве территорий для частной жилой застройки. Поэтому остается только ждать очередных изменений. А пока тем, кто уже зарегистрировал свои дома, опасаться нечего. Но для вновь регистрируемых строений существенно увеличится стоимость процедуры. Теперь это невозможно сделать без оформления технического паспорта на дом, а стоимость его изготовления составляет в среднем 10 000 рублей.

  • на землях СНТ можно получить разрешение на строительство и построить жилой дом с возможностью затем прописаться после ввода в эксплуатацию и государственной регистрации, на ОНТ можно строить только хозяйственные постройки некапитального характера;
  • СНТ возможно преобразовать в поселок коттеджного типа при соблюдении ряда условий.

Сегодня на землях СНТ создаются целые коттеджные поселки, где на каждом участке имеются жилые дома. Пункт 12 статья 54 Федерального закона № 217 позволит поменять статус земли на «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием под ИЖС, если будут выполнены условия:

  • определения объектов, на которые распространяется действие федерального закона 217;
  • при определении границ на одной территории невозможно создать несколько СНТ;
  • количество учредителей товарищества ограничено минимальным пределом – не менее семи;
  • минимальный состав членов правления – 3 человека, что не более 5 % от общего количества членов СНТ или ОНТ;
  • председателю запрещено выдавать доверенность с правом передоверия (п.6 ч.1 ст.19 Закона);
  • голосование на общих собраниях может быть очно-заочным;
  • расширены полномочия индивидуальных садоводов, также наравне с членами товарищества они обязаны участвовать в содержании общего имущества;
  • установлен порядок для садоводов, не создающих СНТ (ст.6 Закона);
  • увеличен до 5 лет срок полномочий председателя и правления товарищества (ч.5 ст.16 Закона);
  • до момента избрания нового правления эти функции исполняет прежний состав (ч.6 ст.16 Закона);
  • количество вопросов, решаемых большинством голосов, расширен;
  • уведомление о проводимых собраниях и их итогах стало возможно рассылать новыми способами (ч.13 и 14 ст.17 Закона);
  • подписание протокола собрания должно происходить всеми присутствовавшими (ч.25 ст.17 Закона);
  • продукты частного садоводства и огородничества необходимо реализовывать при наличии регистрации в качестве ИП с соответствующей отчетностью и налогообложением.

Однако, п.2 ст.23 имеется оговорка, что такая территория должна быть включена в перечень зон, для которых утверждены регламенты градостроения. Поэтому при определении возможности строительства и регистрации жилого дома следует руководствоваться не только категорией и разрешенным использованием земли, но и генеральным планом застройки муниципальных земель.

— Начнем с денег. Тут разница невелика. Потому что все расходы на хозяйственную деятельность делятся на всех поровну. Независимо от того, член ты СНТ или индивидуал, но за расчистку снега, общее освещение на территории СНТ, охрану, вывоз мусора и прочие нужды обязаны платить все владельцы участков. Но есть расходы, связанные исключительно с членством в товариществе. Например, изготовление членских книжек (или документов, их заменяющих).

— Для многих СНТ больной вопрос передача коммунальных сетей на баланс энергоснабжающих организаций. Сейчас для этого требуется стопроцентное согласие всех членов СНТ. На практике осуществить такое нереально. Во-первых, попробуйте всех собрать, во-вторых, убедите проголосовать единогласно. Авторы проекта предлагают снизить норму проголосовавших «за» со 100% до 75% от общего количества членов товарищества. С этим уже можно работать.

— Прежде всего, дополняется статья о порядке проведения общего собрания. Учитывая положительный опыт проведения общих собраний в заочной форме в 2022 году, законодатель предлагает закрепить это в уставе товарищества и упорядочить в федеральном законе. Мы прекрасно понимаем, что все решения общего собрания рано или поздно будут приниматься исключительно в заочной форме с использованием современных цифровых технологий. Пример тому — проект «Цифровые СНТ Подмосковья», успешно реализованный в 2022 году. Кроме того, положение об электронном голосовании должно быть в обязательном порядке закреплено в уставе товарищества. Там также необходимо указать наименование сайта СНТ, если он есть.

— Я не согласен с такой оценкой. Федеральный закон «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд» принимался в 2022 году, с тех пор наша жизнь сильно изменилась. Возьмите хотя бы уровень цифровизации подмосковных СНТ, 3–4 года назад мы и не мечтали, что будем проводить встречи с дачниками в онлайн-формате. А сейчас во многих садоводческих товариществах используют электронное голосование по самым насущным вопросам. Понятно, что такое развитие цифровые технологии получили из-за пандемии коронавируса, но ведь идея хорошая. Не секрет, что собрать людей на общее собрание в СНТ всегда сложно, а из-за отсутствия кворума многие насущные проблемы годами не решаются. Зато проголосовать онлайн могут почти все. Но практика применения этих новшеств не закреплена юридически. Поэтому и требуется внести поправки в закон.

Законодатель предлагает передать полномочия о приеме новых членов СНТ председателю или правлению СНТ. Правда, если по какой-то причине правление отказывает новому владельцу участка в приеме в члены СНТ, то опротестовать это решение он сможет только через суд.

Беспрецедентный 217-ФЗ

По ч.2 ст.10 перед голосованием по вопросу учреждения товарищества лица, участвующие в собрании, обязаны простым большинством голосов избрать председательствующего – то есть, закон здесь обязывает не лицо (физическое, юридическое), а на тот момент еще просто группу граждан!

Какие такие специальные правоотношения могут возникать в связи с пребыванием гражданина на собственном земельном участке, конкретно в связи с возделыванием, тем более, невозделыванием им земли? По ч.2 ст.1 Закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества, причем «в соответствии с ГК РФ», а тогда вопрос – почему для занятия садоводством для собственных нужд надо создавать организации и какое отношение к этим организациям должен иметь ГК РФ, если Закон регулирует ведение садоводства для собственных нужд, а не для участия в гражданском (хозяйственном, товарном) обороте.

Замысловатые новеллы Федерального закона от 29.07.2022 № 217-ФЗ о ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд за исключением действующей на настоящий момент его ст.51 вступают в силу 01.01.2022. И к этому никак не хочется относиться всерьез. Однако запуганные СМИ пенсионеры могут и не разглядеть в нем мертворожденный акт, еще и кинутся исполнять его. а это уже не смешно. И не только СМИ – Российская газета, к примеру, цитирует члена Ассоциации юристов Яну Григоренко: «Требование о полном переходе на безналичный вариант вызвано прежде всего необходимостью повысить прозрачность расчетов и минимизировать злоупотребления в финансовой деятельности товариществ». Хочется спросить уважаемую Я.Григоренко – в РФ отменены наличные расчеты, организациям запрещено иметь кассу? Или она считает правомерным такой избирательный в отношении НКО подход?
Итак, оказывается что:

Как известно, закон не содержит требований отдельно регистрировать в ЕГРН долю в праве на общее имущество МКД и какую-либо инфраструктуру земель под ИЖС, однако теперь такое беспрецедентное требование установлено Законом № 217-ФЗ для владельцев садовых участков и домов. Кстати, аналогичная инфраструктура одноквартирных домов, расположенных на землях ИЖС, остается вообще вне правового регулирования (или это будет следующим шагом Минэкономразвития?)).

В Законе многократно дублируется положение (в том числе ч.3 ст.14): членские взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества. Притом для любой коммерческой организации это право – иметь счет в банке 🙂 и для всех форм коммерческих организаций прописано именно право иметь счет в банке, а не обязанность. И в соответствии с Указанием Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» предельный размер наличных расчетов в рамках одного договора равен 100 000 рублей, а по Закону о бухучете руководитель организации единолично устанавливает лимит остатка кассы.

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения