Аттестация Рабочих Мест В 2022 Году Последние Изменения Штрафы

СОУТ проводят специализированные фирмы, а не работодатель. Он лишь обращается в подходящую аккредитованную компанию, которая проверит помещения и выдаст заключение. На основании отчета эксперта работодатель заполняет декларацию и подает в трудовую инспекцию.

Порядок спецоценки регламентируется Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Согласно ему проводить СОУТ обязан любой работодатель, у которого работники трудятся на рабочих местах — в цехе, на складе, в офисе, на кухне и т. д. Условия труда удаленных работников оценивать не нужно.

Поправки повлекут изменения в порядке предоставления декларации. Однако они не существенные, а лишь технические — актуализируют текст документа, исключат ссылки на сроки действия декларации. С 1 марта 2022 года будет применяться уже новая форма, а правила предоставления декларации по СОУТ будут регулироваться новым Приказом Минтруда № 406н от 17.06.2022. До вступления в силу новой формы, работодателю следует применять форму, утв. Приказом Минтруда от 07.02.2014 № 80н.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) — оценка рабочих мест на вредные производственные факторы и соответствие показателей установленным нормативам. По результатам такой оценки определяется класс (подкласс) условий труда, на основе которого считаются взносы, закупается спецоборудование, средства индивидуальной защиты и т. д. Чем безопаснее будут условия труда, тем меньше придется доплачивать в бюджет.

Сроки предоставления декларации тоже изменятся. Сейчас мы подаем декларацию в течение 30 дней со дня утверждения отчета о проведении спецоценки, а с 1 марта 2022 года этот срок составит также 30 рабочих дней, но уже со дня внесения сведений о результатах проведения спецоценки в информационную систему.

Проведение спецоценки рабочих мест

Те организации и ИП, у которых нет результатов предыдущей аттестации или их действие истекло, проводят спецоценку незамедлительно. Особенно это касается предприятий с вредными и опасными производственными факторами. Вероятность проверки контролирующими органами обстановки на таких предприятиях выше, чем на условно безопасных. Кроме того, от наличия опасных факторов будет зависеть размер страховых взносов, которые перечисляет компания за работников.

  • выявляет потенциально вредные и опасные факторы. Работодатель предоставляет эксперту все необходимые сведения, документы и устные разъяснения, иначе организация вправе приостановить или не начать проверку. По результатам идентификации вредных факторов составляется протокол;
  • измеряет и исследует вредные и опасные факторы, если они выявлены. После чего также составляется и утверждается протокол о результатах измерений и испытаний.

Работники вредных и опасных производств вправе рассчитывать на досрочную пенсию, поэтому страховые взносы за них работодатели уплачивают по повышенным тарифам (ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ ). А потому сумма страховых взносов напрямую зависит от результатов аттестации рабочих мест (спецоценки).

Приказ Минтруда России от 20.02.2014 N 103н отменил ранее действовавший порядок, который закреплял Приказ 342н, аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда (СОУТ). Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ о спецоценке условий труда закреляет новые правила проведения аттестации (или оценки).

  • утверждает отчёт, который составляет экспертная организация. Все члены созданной до начала аттестации комиссии оставляют на отчёте свои подписи. Организацию, которая проводила проверку, нужно уведомить об утверждении в течение 3-х рабочих дней;
  • подаёт декларацию в трудовую инспекцию о соответствии условий труда государственным нормативным требованиям в срок не позднее 30 рабочих дней со дня утверждения отчёта о проведении спецоценки . Форма декларации и порядок подачи утверждены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 N 80н;
  • знакомит сотрудников под роспись с результатами в течение 30 дней с момента утверждения отчёта. До введения СОУТ для ознакомления сотрудника с условиями его работы использовалась карта аттестации рабочего места, в которой он ставил подпись. Теперь она заменена картой специальной оценки условий труда, форма который утверждена Приказом Минтруда России от 24.01.2014 N 33н;
  • размещает на своём официальном сайте (при условии его наличия) итоговые сводные данные о результатах аттестации в течение 30 дней;
  • при подаче очередного отчёта в соцстрах по форме 4-ФСС обязательно отражает информацию о результатах спецоценки в таблице N 5.

Охрана труда: ключевые изменения с 1 марта 2022 года

С этой же даты – 1 марта 2022 года – вступит в силу Федеральный закон от 2 июля 2022 г. № 311-ФЗ (далее – Закон № 311-ФЗ), которым корректируется целый ряд положений Трудового кодекса, регулирующих отношения в области охраны труда. Изменения предполагают не только систематизацию и уточнение существующих норм и понятий: подробно, например, расписываются полномочия Правительства РФ, федеральных и региональных органов власти в части государственного управления охраной труда, основные принципы обеспечения безопасности труда, уточняются определения таких понятий, как средство индивидуальной защиты и средство коллективной защиты, профессиональный риск, управление профессиональными рисками и т. д., – но и закрепление в ТК РФ новых требований в сфере охраны труда. Рассмотрим наиболее интересные из этих нововведений, опираясь на комментарии, который дал в ходе одного из онлайн-семинаров, проводимых компанией «Гарант», заместитель руководителя Роструда Иван Шкловец.

Отдельного внимания заслуживает новая норма, закрепляющая обязанность работодателя, который намерен производить работы или оказывать услуги на территории, находящейся под контролем другого работодателя, заблаговременно согласовывать с последним мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников на соответствующей территории (ч. 4 ст. 214 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). В настоящее время, как отметил Иван Шкловец, организовать контроль за безопасным ведением работ несколькими работодателями на одной территории, например, когда несколько подрядных организаций работают на одной строительной площадке, крайне затруднительно, а в некоторых случаях такой контроль и вовсе отсутствует, и это сильно влияет на уровень производственного травматизма – в сфере строительства он очень высок. Введение обязанности работодателей согласовывать друг с другом и реализовывать мероприятия по предотвращению случаев повреждения здоровья работников – примерный перечень таких мероприятий будет утвержден Минтрудом России – призвано исправить эту ситуацию.

  • порядок использования таких систем утвержден локальным нормативным актом работодателя, с которым ознакомлены все работники;
  • при организации наблюдения за работниками соблюдается их право на неприкосновенность частной жизни – фиксируются только обстоятельства, связанные с выполнением ими трудовых функций.

Важнейшее нововведение касается опасных условий труда: с 1 марта 2022 года вводится запрет на работу в таких условиях (ТК РФ дополняется соответствующей ст. 214.1). У работодателя появится обязанность приостанавливать работы на рабочих местах, условия труда на которых отнесены по результатам спецоценки к 4 – опасному – классу (ч. 5 ст. 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). В период такой приостановки работники либо не будут работать, средний заработок за ними при этом должен сохраняться, либо могут переводиться на другую работу с оплатой не ниже среднего заработка по прежней работе (по правилам ст. 216.1 ТК РФ). Срок приостановки будет зависеть от того, как быстро работодатель сможет устранить основания, послужившие установлению опасного класса условий труда. Их устранение должно будет осуществляться на основе специально разработанного и утвержденного плана мероприятий, копию которого работодатель будет обязан направить в территориальную инспекцию труда.

С 1 марта 2022 года в ТК РФ, наряду с понятием несчастный случай, закрепляется понятие микроповреждение (микротравма). Под микротравмами предлагается понимать ссадины, кровоподтеки, ушибы мягких тканей, поверхностные раны и другие повреждения работников и иных участвующих в производственной деятельности работодателя лиц, полученные ими при исполнении трудовых обязанностей или выполнении работы по поручению работодателя и не повлекшие расстройства здоровья или наступления временной нетрудоспособности (ст. 226 ТК РФ в редакции Закона № 311-ФЗ). Начиная с указанной даты работодатели будут обязаны осуществлять учет и рассмотрение обстоятельств и причин, которые привели к получению работниками микротравм. Основанием для производства таких действий будет являться обращение пострадавшего лица к своему руководителю или непосредственно к работодателю.

Составив такой перечень, например в виде электронной таблицы, легко определить, кого можно освободить от инструктажей по охране труда, для кого обучение нужно проводить только в УЦ, с какой периодичностью обучать рабочих, если их труд связан с условиями повышенной опасности, и пр.

  • инструктирующие и обучающие оказанию первой помощи;
  • рабочие;
  • лица, обязанные уметь оказывать первую помощь согласно НПА;
  • руководитель организации, члены комиссии по проверке знаний, специалисты по охране труда, члены комиссий по охране труда, уполномоченные по охране труда.
  • иные работники по решению работодателя.

Вводный инструктаж, помимо работников, обязателен для командированных и практикантов. Законодатели уделили особое внимание программе. В приложении № 1 к новому Порядку обучения определен примерный перечень тем. Они могут быть дополнены в зависимости от специфики деятельности и от того, какие факторы воздействуют на работников.

  • если работники не выполняют работы повышенной опасности, то они обучаются по ОТ не реже 1 раза в 3 года.
  • если требуется обучение безопасным методам и приемам выполнения работ повышенной опасности — не реже одного раза в год, если иное не установлено в правилах по охране труда.
Читайте также:  Новая форма мвд россии для ношения в административных зданиях2022

Кто из работников будет учиться по какой программе, зависит от оценки профрисков или должностных обязанностей. В п. 50 проекта указано, по каким программам нужно обучать работодателя, специалиста по ОТ, рабочих. Каждую из программ работодатель разрабатывает самостоятельно и утверждает ЛНА, согласовывать ее ни с кем не требуется.

Что изменится в области охраны труда с 1 марта 2022 года

Принципиально меняется подход в предоставлении СИЗ. Сейчас для каждой должности (профессии) свои СИЗ. Поправками предусмотрено, что обеспечение СИЗ будет осуществляться с учетом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов. На смену отраслевым нормам выдачи СИЗ и смывающих средств, составленным с учетом должностей, занимаемых работниками, и работ, которые они выполняют, приходят единые типовые нормы (ст. 221 ТК РФ).

Если по результатам спецоценки работу сотрудников признают опасной (4-й класс), то работодателю необходимо приостановить ее выполнение. Затем основания отнесения к опасному классу нужно устранить по разработанному плану мероприятий. При его составлении нужно учесть мнение первичной профсоюзной ячейки (при наличии на предприятии), копию плана следует направить в ГИТ.

Он уже разработал проект «Рекомендаций по выбору метода оценки уровня профессионального риска и по снижению уровня такого риска» в целях «оказания методической и практической помощи руководителям и специалистам по охране труда организаций, представителям профсоюзов и другим лицам, заинтересованным в создании системы управления профессиональными рисками как обязательного элемента системы управления охраной труда у работодателя, в соблюдении обязательных требований». Рекомендации содержат критерии, которыми работодатель может руководствоваться при выборе методов оценки уровня профессиональных рисков, процесс и этапы этого выбора, а также примеры оценочных средств.

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа Минтруда России «Об утверждении типовых форм документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда». В случае принятия положения проекта вступят в силу с 1 марта 2022 года.

Работодатели смогут вести документооборот по охране труда в электронном виде. При проверке ГИТ придется предоставлять инспектору доступ к базам электронных документов по охране труда (ст. 214.2 ТК РФ). Поправки делают абсолютно законными видеонаблюдение, аудиоконтроль и другие виды дистанционного контроля за выполнением работ в целях производственной безопасности, а также последующее хранение полученных записей. Однако об установке на рабочих местах видеокамер, микрофонов и другого записывающего оборудования необходимо проинформировать сотрудников. Отметим, что дистанционная фиксация рабочих процессов и электронный документооборот по охране труда сейчас предусмотрены для ряда видов деятельности отдельными правилами.

Спецоценка рабочих мест в 2022 году: последние изменения

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ устанавливает единый порядок, по которому производится оценка условий труда на рабочем месте в 2022 году. Кто должен проводить СОУТ, прописано в ст. 3 Закона № 426-ФЗ. Это все работодатели, осуществляющие деятельность на территории РФ.

То есть, новый приказ № 503 по сути отменил срок равный пяти годам, в течение которого действует декларация СОУТ. Однако надо выполнить условие — сохранить на рабочих местах условия, которые утверждены на момент проведения оценки аккредитованной организацией.

Власти скорректировали порядок проведения экспертизы условий труда. Изменения начнут действовать с 1 марта 2022 года. По-новому надо будет считать сроки действия СОУТ. Но и это еще не все. Рассмотрели, что нового в спецоценке условий труда. Понятие «спецоценка условий труда» введено в оборот с 2014 года. Эта экспертная процедура заменила устаревшую аттестацию рабочих мест. По результатам СОУТ конкретному рабочему месту присваивается класс или подкласс трудовых условий.

Из-за поправок, которые обессрочили декларацию СОУТ в 2022 году, меняется и порядок ее подачи. Однако сильных отличий от порядка 2022 года нет. Поправки чисто технические. В частности, авторы проекта сделали актуализацию по тексту документа. Например, были исключены ссылки на сроки, в которые действует декларация.

  • Устанавливают размеры страхового обеспечения, уплачиваемого работодателем в пользу наемных работников. Чем более лучшие условия труда обеспечит работодатель, тем меньше ему придется доплачивать в бюджет.
  • Применяют дополнительные гарантии и компенсации к персоналу, занятому на “особых” условиях (опасность, вредность). В частности, денежные надбавки, дополнительное время отдыха и сокращенный рабочий день.

Аттестация Рабочих Мест В 2022 Году Последние Изменения Штрафы

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

Спецоценка условий труда: изменения в 2022 году

В учетных решениях «1С:Предприятие 8» обновленная форма декларации соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда будет реализована после утверждения соответствующего приказа Минтруда и его опубликования в установленном порядке с выходом очередных версий. Подробнее о сроках можно узнать в «Мониторинге законодательства» .

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

При наступлении любого из этих случаев работодатель должен провести внеплановую спецоценку. Таким образом, законодатель фактически закрепил позицию Минтруда России по вопросу проведения плановой спецоценки рабочих мест с нормальными условиями труда (см. письмо от 30.08.2022 № 15-1/ООГ-1968).

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные частью 5 статьи 11 Закона № 426-ФЗ.

СОУТ (специальная оценка условий труда)

Спецоценку рабочих мест необходимо проводить всем организациям и предпринимателям, которые заключили хотя бы один трудовой договор. Исключение составляют надомники и дистанционные работники, чьи рабочие места не подпадают под СОУТ. За отказ от специальной оценки действуют весьма существенные штрафы. Как их избежать, читайте в нашей статье.

Когда следует назначить следующую процедуру СОУТ? Если не случится несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, и инспекторы не обнаружат нарушений в сфере охраны труда — повторную спецоценку делать не нужно. И только при наступлении одного из указанных событий необходимо провести внеплановую СОУТ и вновь подать декларацию (см. «Декларацию спецоценки условий труда сделали бессрочной»).

  1. СОУТ является основным видом ее деятельности.
  2. Получена соответствующая аккредитация.
  3. В штате числится не менее 5-ти экспертов, имеющих сертификат на выполнение работ по спецоценке. Как минимум, один эксперт является врачом по общей гигиене (или по гигиене труда), либо врачом по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям.
  4. Есть испытательная лаборатория, аккредитованная на измерение вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Далее проходят исследования в рамках СОУТ. По их итогам составляется отчет. Его подписывают специалисты аккредитованной сторонней организации и члены комиссии. Одновременно заполняется карта на каждое рабочее место (формы отчета и карты утв. приказом Минтруда от 24.01.14 № 33н). Сотрудников следует ознакомить с картой под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета. В этот же срок сводные данные спецоценки надо опубликовать на официальном сайте работодателя (при его наличии).

  1. Оптимальный (1.0): опасные и (или) вредные производственные факторы либо совсем отсутствуют, либо находятся на безопасном для человека уровне. Созданы предпосылки для поддержания высокого уровня работоспособности.
  2. Допустимый (2.0): есть опасные и (или) вредные факторы, но их воздействие не превышает уровни, установленные гигиеническими нормативами. Измененное функциональное состояние организма восстанавливается во время отдыха, к началу следующего рабочего дня или смены.
  3. Вредный (3.0): уровни воздействия негативных факторов превышают норматив. Подразделяется на подклассы: первой степени (3.1), второй степени (3.2), третьей степени (3.3) и четвертой степени (3.4).
  4. Опасный (4.0): уровни воздействия негативных производственных факторов способны создать угрозу жизни работника, а последствия — привести к развитию профессионального заболевания.

Что необходимо делать дальше после проведения СОУТ? Конечно же, ознакомить со спецоценкой работников. Это обязательный этап и провести его нужно своевременно. Собрать все подписи вы должны в течение 30 календарных дней. Не позднее. А если работник находится на больничном, в командировке или отсутствует еще по каким-либо причинам, то срок ознакомления продлевается.

Читайте также:  Приватизация квартиры в 2022 пошаговая инструкция

Добрый день, подскажите если организация работаем по договорам, скажем сегодня Новосибирск, завтра Хабаровск, как правильно проводить СОУТ , каждый раз при смене места работ, может же быть работа кратковременная и пака проводить СОУТ уже работы могут закончится.

Помимо соблюдения закона, это еще дает работодателю небольшой плюсик в карму. Грамотный соискатель, рассматривая ваш сайт, может обратить внимание на информацию о спецоценке и сделает для себя вывод, что компания серьезная, законы соблюдает и не пройдет мимо. Важно заметить, если будет прием новых сотрудников на данную должность, от руки ничего вписывать не нужно, используйте для этих целей лист ознакомления.

«Бегом» подготовила на документы и заказным письмом отправила почтой. Главное ведь дата отправки. Успела. Но если срок опоздания будет хоть пару дней, штраф неминуем и как показывает судебная практика, оспорить его в 99% случаев не удастся. Больше про декларацию я не забывала никогда. Это был хороший урок, хоть и осталась неоштрафованная.

Ещё вопрос: у меня есть работники, которые работают на территории школ. Причем это не одна школа. На территории моего учреждения они не работают в данное время. Как мне быть со Спецоценкой? Кто должен эти рабочие места аттестовывать и ознакамливать работников?

Аттестация Рабочих Мест В 2022 Году Последние Изменения Штрафы

До 30.12.2022 срок действия этой декларации составлял 5 лет. Если в течение этого срока у работодателя не было несчастных случаев и нарушения государственных нормативных требований охраны труда, а у работников не было выявлено профзаболеваний, срок действия декларации продлевался еще на 5 лет. Теперь декларация будет действовать бессрочно, пока условия труда сохраняются на соответствующем уровне на рабочем месте. Такие изменения Закон № 503-ФЗ внес в статью 11 Закона № 426-ФЗ.

  • когда на производстве произошел несчастный случай (за исключением несчастных случаев по вине третьих лиц);
  • когда у работника, который трудится на безопасном рабочем месте, появилось профзаболевание по причине вредных (опасных) условий труда;
  • когда на безопасном рабочем месте при проверке условий охраны труда обнаружились нарушения государственных нормативных требований охраны труда.

С 30.12.2022 вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2022 № 503-ФЗ (далее – Закон № 503-ФЗ), которым внесены изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). Первое изменение касается декларации соответствия условий труда. Декларация соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда (далее – декларация) подается работодателем по результатам спецоценки по тем рабочим местам, на которых спецоценкой:

Работодатели, у которых в отношении рабочих мест подана декларация соответствия, могут не проводить плановую спецоценку, даже если с первой спецоценки прошло 5 лет. Итоги проведенной спецоценки в этом случае будут действовать, пока не произойдут случаи, установленные ч. 5 ст. 11 Закона № 426-ФЗ.

В пункте 4.2.5 нового Перечня в числе физических факторов, при установлении которых положено проводить медосмотр, указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). В документе не указано, что медосмотр нужно проходить при превышении предельно допустимого уровня или учитывать длительность работы за компьютером. Означает ли это, что медосмотр должны проходить все сотрудники офиса? По мнению Минтруда, нет. Ведомство поясняет, что если работник выполняет работы с использованием персонального компьютера и при этом уровень электромагнитного поля широкополосного спектра частот не превышает предельно допустимый уровень, направлять работника на медосмотр не требуется (письмо от 05.05.2022 № 15-0/ООГ-1560).

Например, организация не проконтролировала наличие медосмотра при приеме на работу нового менеджера и допустила его к работе с компьютером. Когда в организацию пришла плановая проверка, выяснилось, что медосмотр сотрудник не проходил вовсе. Контролеры выписали штраф на организацию в размере 110 тыс. руб. и 15 тыс. руб. — на директора.

Это значит, что отправлять на медосмотр работающих за компьютером нужно только в том случае, если по результатам СОУТ установлены вредные и опасные условия труда (т.е. будет установлено превышение предельно допустимого уровня электромагнитного поля широкополосного спектра частот 5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). А офисных работников по результатам спецоценки, как правило, относят ко 2 классу вредности (это допустимые условия).

По нормам ст. 213 ТК РФ и СанПиН 2.4.3648-20 все работники, которые трудятся в условиях, включающих вредные для человеческого здоровья факторы, должны обязательно проходить регулярные медосмотры. Работодатель обязан направлять таких сотрудников на профилактические осмотры у врачей и не допускать к работе тех, кто медосмотр не прошел. Все расходы на данные мероприятия ложатся на работодателя.

Перечень вредных факторов тоже известен — он утвержден приказом Минтруда России №988н и Минздрава №1420н от 31.12.2022. В данный перечень входит и такое явление, как «электромагнитное поле широкополосного спектра частот от ПЭВМ». Проще говоря, излучение от офисной оргтехники, прежде всего от компьютеров.

Специальная оценка условий труда: что должен знать работодатель

Результаты проведенной СОУТ используют для проведения оценки профессиональных рисков, а также ими можно заменить лабораторные исследования для производственного санитарного контроля. Поэтому это важное мероприятие отдельно выделено в кодексе об административных правонарушениях, а также в правилах возмещения средств на охрану труда за счет взносов на обязательное социальное страхование.

В этом случае на такие рабочие места составляют не карты, а декларацию СОУТ. Декларация СОУТ включает в себя все рабочие места, в том числе и аналогичные, по которым не были идентифицированы ВОПФ. Карты СОУТ не составляют. В декларацию включают сведения о заключении эксперта.

Срок действия СОУТ — 1 раз в 5 лет. Можно проводить чаще, но, если пропустить этот срок, возможно наступление административной ответственности, о которой мы написали выше. Но не всегда спецоценку проводят по плану. Иногда возникают обстоятельства, при которых СОУТ должна быть проведена во внеочередном порядке.

Это экономит деньги работодателя, и сокращает время. Но если в организации есть водители различных марок автомобилей или погрузчиков, то придется провести спецоценку на каждом рабочем месте, поскольку принцип аналогичности нарушается — разное оборудование, разные инструменты, разные марки и даже год выпуска машины или станка имеют значение для оценки уровня воздействия вредных факторов.

Если СОУТ не провести вовремя, ошибиться при создании комиссии, или не ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки, юридическое лицо оштрафуют на сумму от 60 до 80 тысяч рублей. Если такие же нарушения допустит индивидуальный предприниматель, штраф может составить от 5 до 10 тысяч рублей. Но и это не все.

Изменения в 2022 году по СОУТ

С 2022 г. в отношении СОУТ приняты некоторые изменения, внесенные в законодательство. К примеру, к ним относится бессрочность деклараций соответствия СОУТ нормативным требованиям относительно рабочих мест, по которым сохранились соответствующие условия трудовой деятельности.

  • если был несчастный случае (за исключением виновных действий третьих лиц);
  • если у сотрудника, работавшего на безопасном рабочем месте, обнаружилось профзаболевание из-за вредных или опасных условий трудовой деятельности;
  • если на безопасном рабочем месте при проверке охраны труда найдены нарушения нормативов.
  • 1С-Отчетность— для подготовки и сдачи регламентированной отчетности из программ «1С» во все контролирующие органы: ФНС, ПФР, ФСС, Росстат, Росалкогольрегулирование, Росприроднадзор и ФТС;
  • Информационная система 1С:ИТС— для получения справочной информации по ведению кадрового учета, расчету заработной платы и работе в программе «1С:Зарплата и кадры государственного учреждения 8». В информационной системе 1С:ИТС представлены: «Справочник кадровика», новости, комментарии и консультации специалистов по вопросам кадрового учета, пошаговые инструкции по ведению кадрового учета и расчетам с персоналом в программах «1С», составлению и отправке отчетности в контролирующие органы;
  • 1С:ДиректБанк— для прямого обмена с банками информацией по зарплатным проектам в электронном виде. Можно формировать файлы-заявки на открытие и закрытие лицевых счетов, реестры перечисляемой сотрудникам зарплаты. В типовой поставке формирование таких файлов предусмотрено по универсальному стандарту, который поддерживают многие банки.
  • законом установлены гарантии по оплате труда удаленного сотрудника. Иными словами, работодатель не вправе снизить зарплату из-за того, что сотрудник переведен на удаленную работу;
  • работодатель обязан обеспечить работника необходимыми средствами и инструментами при временном переводе на дистанционку. Если работник использует свои средства труда, то должен получать за это компенсацию.

Бумажная трудовая продолжает вестись только по тем сотрудникам, которые в заявлении о выборе способа ведения указали, что именно в бумажном виде. Такое заявление сотрудники должны были подать работодателю до конца 2022 года. Для них трудовые книжки продолжают вестись в двух форматах — и бумажном, и электронном.

  • зарплата, начисленная по ставкам и тарифам, по сдельным расценкам и т.п.;
  • зарплата в натуральной форме;
  • разница в должностных окладах сотрудников, которые перешли на нижеоплачиваемую работу с сохранением размера должностного оклада по предыдущему месту работы;
  • надбавки и доплаты;
  • премии и вознаграждения.

Кроме того, еще одно нововведение касается исчисления средней численности работников на ГПХ договорах. На основании приказа Росстата внесены уточнения относительно периода действия ГПХ договора в ситуации, когда дата его заключения не совпадает с датой начала выполнения работ или оказания услуг. В данном случае при расчете берется период выполнения задач, которые являются предметом ГПХ договора.

  • установят порядок управления профрисками на рабочих местах;
  • запретят работать в опасных условиях;
  • разрешат проводить видео-, аудио- и иные виды фиксации рабочих процессов;
  • введут обязательное ведение работодателями учета микротравм;
  • появятся конкретные статьи по несчастным случаям и микротравмам.
Читайте также:  Ндфл Платить С Копейками Или Без 2022

Штрафы за нарушение правил охраны труда в 2022 году

Формулировка нарушений правил ОТ ранее была общая. Соответственно инспекторы применяли санкции за все имеющиеся нарушения в совокупности в процессе проведения проверок. После изменения законодательства и выделения разных составов нарушений, штрафы будут начисляться за каждый из них по отдельности, суммируясь.

Безусловно, представленная норма закона формулируется таким образом, что каждое нарушение является отдельным составом в отношении конкретного работника. Если ранее предприятие, в котором большое количество рабочих не обучались правилам охраны труда оплачивала штраф 50 000 рублей, то сейчас обязаны заплатить установленный размер штрафа для каждого сотрудника отдельно.

Размеры административных штрафов были значительно увеличены. Ранее их предельная сумма на одно должностное лицо составляла 5 000 рублей, а в 2022 году она может достигнуть до 40 000 рублей. Для юридических лиц эти цифры выросли с 50 000 до 200 000 тысяч рублей.

Неоднократное нарушение установленных законом требований при заключении трудового договора или повторное нарушение при оформлении гражданско-правового договора вместо трудового наказывается дисквалификацией должностных лиц на срок от одного до трех лет. То есть, в данном случае административные штрафы вводиться не будут, и законодательно предусматриваются более жесткие меры наказания.

На сегодняшний день несоблюдение предусмотренных требований установлено в отдельных статьях КоАП. В каждой из них выделяются отдельные составы правонарушений, которые по мнению законодателя являются серьезными. Ответственность за них стала более строгой. Например, отдельную категорию составляют нарушения касательно неправильного составления трудовых договоров. В 2022 году предельная ответственность равна 100 000 рублей.

Так, часть 7 ст. 27 426-ФЗ указывает, что вплоть до конца 2022 года временно разрешается применение для этих целей методик, которые не вполне соответствуют требованиям действующего федерального закона № 102-ФЗ, посвященного вопросам обеспечения единства осуществляемых измерений. К их числу относятся те виды методик и методов, которые были допущены к применению до введения в действие указанного федерального закона № 102-ФЗ и не прошли необходимую процедуру аттестации.

Несмотря на то, что некоторые переходные положениями 426-ФЗ уже перестали действовать, в законе пока еще остается некоторая часть временных норм, которая завершит свое действие в 2022 году. Речь идет о возможности применения различных типов методик для измерения интенсивности влияния вредных и опасных факторов на здоровье работников.

  • создание комиссии по проведению СОУТ, которая определит перечень мест работы, подлежащих проведению оценки, и установит, какие из них являются аналогичными;
  • выбор специализированной организации, имеющей право проведения СОУТ, и заключение договора с этой компанией;
  • установление специалистами этой компании наличия вредных или опасных факторов, которые воздействуют на организм сотрудников в ходе выполнения работ;
  • выявление степени интенсивности влияния таких факторов на организм работников в случае их выявления;
  • определение класса условий труда работников по результатам выполненных обследований и измерений;
  • оформление отчетной и иной документации по результатам проведения СОУТ;
  • утверждение отчета работодателем;
  • направление соответствующей информации в Федеральную систему учета результатов СОУТ;
  • организация ознакомления сотрудников с результатами СОУТ и размещение этих данных на официальном сайте организации;
  • другие действия, предусмотренные для конкретной ситуации действующим законодательством.

В течение некоторого времени после вступления в силу 426-ФЗ для компаний, которые провели проверку мест своих сотрудников по старым правилам, то есть в рамках процедуры аттестации рабочих мест (АРМ), действовал переходный период. Он позволял предприятиям, имеющим действующее свидетельство о прохождении АРМ, не проводить СОУТ в период его действия. Однако этот переходный период завершился 31 декабря 2022 года: по истечении этой даты все свидетельства о прохождении АРМ, даже если срок их действия не истек, перестали иметь силу. С этого момента такие компании обязаны проходить СОУТ в стандартном порядке.

В случае нарушения указанных требований действующим КоАП для работодателей предусматриваются достаточно серьезные санкции. При этом нужно учитывать, что статья 5.27.1 устанавливает одинаковые наказания за нарушение действующих правил проведения СОУТ или ее непроведение. Такие санкции зависят от того, кто именно выступает в роли субъекта, ответственного за невыполнение требований законодательства:

В действующем законодательстве предусмотрена только одна статья, по которой назначат штраф за отсутствие СОУТ в 2022 году, — ст. 5.27.1 КоАП РФ. Часть 2 этой статьи позволяет наказывать работодателей и их должностных лиц за отсутствие или нарушение порядка проведения оценки. При повторном нарушении их привлекут к ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ. Указанные нормы распространяются на ситуации, когда работодатель не ознакомил работников с результатами спецоценки, поскольку это нарушение порядка проведения исследований рабочих мест.

Отметим, что при первичных нарушениях наказание выносят инспекторы ГИТ. Но это не единственные уполномоченные лица, кто может оштрафовать за отсутствие спецоценки. Если выявлено повторное нарушение, то привлекут к ответственности работодателя и его уполномоченных лиц в судебном порядке.

Закон о спецоценке заработал в 2014 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2022. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2022 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2022 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2022 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Штрафы за непроведение соут в 2022 году

  • сведения, предусмотренные пунктами 1, 2 части 1.1 статьи 19 настоящего Федерального закона:​
  • Сведения о сокращении в установленном порядке области аккредитации испытательной лаборатории; ​
  • Сведения об изменении состава экспертов организации, имеющих выданный в установленном порядке сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда.​

Подаются они в компанию-оценщика, работодателю или в профсоюз, они их рассматривают и принимают решение: отклонить или проводится внеплановая специальная оценка условий труд. Все замечания работников обязательно должны быть приложены к отчету о проведении СОУТ.

Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2022 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.

В трудовом договоре должны быть указаны условия труда работника. Они определяются спецоценкой или аттестацией. Если трудовой договор оформлялся до проведения спецоценки, то необходимо заключить с работником дополнительное соглашение о том, что он знает, в каких условиях ему придется трудиться.

Хочется акцентировать ваше внимание на тему “Вопросы по специальной оценке условий труда”. Они возникали у меня организовывая СОУТ на предприятии и по окончании работ. В последствии и коллеги обращались за помощью с теми же вопросами. Вот и решила помочь своим читателям и рассказать о всех проблемных ситуациях, которые могут у вас возникнуть, какие бывает ошибки при проведении СОУТ.

Ответ: Может. Идентификационный номер присваивается в течение 5 дней с даты заключения договора. Если работодатель расторгает договор, то номер в системе ФГИС аннулирует. При оформлении нового договора — будет новый номер. Только аннулирование отчета будет сигналом для трудовой инспекции и привлечет внимание к организации, которая отказалась проводить СОУТ.

Ответ: Срок утверждения спецоценки председателем комиссии 30 календарных дней со дня его передачи работодателю организацией, проводящей специальную оценку условий труда. В нашей организацией мы передаем отчет с подписанием акта приема-передачи отчета и у работодателя остается документальное подтверждение передачи отчета, видна дата, с которой отсчитывать необходимый срок для утверждения отчета.

— c 01.01.2022 г. организация, которая проводила СОУТ, должна в течение 3 рабочих дней с даты загрузки отчета в систему ФГИС уведомить организацию в формате электронного документа подписанного ЭЦП (гл. 2, ст. 18 п. 3 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»). Поэтому на своей электронной почте поищите такое письмо, но только с 2022 года появилась такая обязанность.

Ответ: При любом количестве работников от 1 до бесконечности. Если в штате один директор, то на директора проводится СОУТ. Не проводится спецоценка на основании статьи 3 426-ФЗ «О СОУТ» только для дистанционщиков, надомников, удаленщиков (которые официально оформлены по трудовому договору на такие работы)

Ответ: Нет. В этом случае спецоценка не считается проведенной, поскольку не выполнено условий ст. 15 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Работодатель обязан ознакомить работников под роспись в течение 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ. На основании этого можно от трудовой инспекции получить штраф за нарушения порядка проведения спецоценки.

Оцените статью
Правовое обеспечение для населения